3). Подготовка резервистов (общая, специальная, индивидуальная).
Принципы работы с кадровым резервом:
1. Принцип актуальности резерва: потребность в замещении должностей должна быть реальной, (лучше при этом иметь не менее 2-х потенциальных кандидатов на замещение возможной вакантной должности).
2. Принцип прозрачности: порядок зачисления и работы с кадровым резервом должны являться открытой информацией, без лишней секретности.
3. Принцип планомерности: работа с кадровым резервом должна проводиться регулярно и в соответствии с планом.
4. Обязательно нужно включать резервистов в конкурс на замещение вакантной должности. Сначала проводить внутренний конкурс; если резервисты не готовы, обращаться на рынок труда, задействовать внешние ресурсы.
Ротация – последовательное горизонтальное продвижение сотрудников по смежным позициям компании в соответствии с базовыми навыками.
Виды ротации:
§ Кольцевая: прохождение работником ряда должностей за определенное время с последующим возвращением на свою прежнюю позицию.
§ Короткая: краткосрочное прохождение ряда должностей до основной.
§ Безвозвратная: продвижение без возврата на “стартовую” должность.
Цели ротации персонала:
1). Обеспечение взаимозаменяемости сотрудников.
2). Профессиональный рост перспективных сотрудников.
3). Создание нового взгляда на обязанности и проблемы должности.
Типы индивидуального стиля овладения знаниями (обучения):
1. Функциональный: овладение алгоритмами профессиональной деятельности как системой правил, способов, инструментов и принципов в определенной сфере (университетская система образования, тех. ВУЗы).
2. Личностный: уподобление личности значимого профессионала, копирование способов работы учителя через культивирование мировоззрения (творческие лаборатории и актерские мастерские театральных ВУЗов).
3. Авторитарный: идентификация с ролью, которую необходимо выполнять, изменение себя в соответствии с профпозицией, подчинение предписаниям вплоть до отказа от индивидуальных интересов (военные ВУЗы).
4. Проектный: проявление инициативы по отношению к учебной ситуации, активная реализация навыков в реальной деятельности, восприятие обучения как никогда не прекращающегося процесса (развивающее обучение).
Методы обучения и развития персонала:
-лекции; -кейс-методики; -обучение на стендах, тренажерах, аппаратах;
-семинары; -ролевые игры; -командировки в др. ф-мы по обмену опытом;
-тренинги; -стажировки; -индивидуальное консультирование;
-ротация; -наставничество; -разработка, презентация проекта, дискуссии.
Матрица компетентности:
Осознанная некомпетентность |
Осознанная компетентность |
Неосознанная некомпетентность |
Неосознанная компетентность |
Принципы обучения взрослых:
§ Актуальность: обучение должно иметь непосредственное отношение к профессиональной или частной жизни обучающегося. Учение “впрок” неэффективно из-за низкой мотивации.
§ Участие: обучающиеся должны иметь возможность применить новые методы на практике, желательно уже в процессе обучения (дискуссии, тренинги и др. активные методы обучения).
§ Обратная связь: обучающиеся должны иметь возможность снова обратиться к тренеру за советом на первом этапе внедрения новых знаний; а для тренера лучше получать обратную связь от обучающихся об эффективности и результатах обучения.
§ Повторение: повторяющиеся действия закрепляются лучше и на более длительный срок.
Учебный цикл Дэвида Кольба
|
Этапы цикла:
1). Конкретный опыт: получение знаний на уровне действий, создание структуры приобретения опыта (согласие и попытка принять участие в игре).
2). Размышления/ наблюдения: исследование опыта (наблюдение за тем, как играют опытные игроки, что происходит, и как распределены роли).
3). Абстрактное умозаключение: подведение итогов опыта, поиск связей с известной информацией, создание теории (выработка правил, целей игры).
4). Активное экспериментирование: проверка созданной теории и логических построений на практике, в реальной жизни (игра по правилам).
Полученный результат активного экспериментирования возвращается в систему как конкретный опыт, и цикл повторяется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.