Развитие персонала. Основные направления. Работа с кадровым резервом. Развитие корпоративности. Социальное развитие. Определение целей обучения и ожидаемых результатов, страница 3

3).  Подготовка резервистов (общая, специальная, индивидуальная).

Принципы работы с кадровым резервом:

1.  Принцип актуальности резерва: потребность в замещении должностей должна быть реальной, (лучше при этом иметь не менее 2-х потенциальных кандидатов на замещение возможной вакантной должности).

2.  Принцип прозрачности: порядок зачисления и работы с кадровым резервом должны являться открытой информацией, без лишней секретности.

3.  Принцип планомерности: работа с кадровым резервом должна проводиться регулярно и в соответствии с планом.

4.  Обязательно нужно включать резервистов в конкурс на замещение вакантной должности. Сначала проводить внутренний конкурс; если резервисты не готовы, обращаться на рынок труда, задействовать внешние ресурсы.

Ротация – последовательное горизонтальное продвижение сотрудников по смежным позициям компании в соответствии с базовыми навыками.

Виды ротации:

§  Кольцевая: прохождение работником ряда должностей за определенное время с последующим возвращением на свою прежнюю позицию.

§  Короткая: краткосрочное прохождение ряда должностей до основной.

§  Безвозвратная: продвижение без возврата на “стартовую” должность.

Цели ротации персонала:

1).  Обеспечение взаимозаменяемости сотрудников.

2).  Профессиональный рост перспективных сотрудников.

3).  Создание нового взгляда на обязанности и проблемы должности.

Типы индивидуального стиля овладения знаниями (обучения):

1.  Функциональный: овладение алгоритмами профессиональной деятельности как системой правил, способов, инструментов и принципов в определенной сфере (университетская система образования, тех. ВУЗы).

2.  Личностный: уподобление личности значимого профессионала, копирование способов работы учителя через культивирование мировоззрения (творческие лаборатории и актерские мастерские театральных ВУЗов).

3.  Авторитарный: идентификация с ролью, которую необходимо выполнять, изменение себя в соответствии с профпозицией, подчинение предписаниям вплоть до отказа от индивидуальных интересов (военные ВУЗы).

4.  Проектный: проявление инициативы по отношению к учебной ситуации, активная реализация навыков в реальной деятельности, восприятие обучения как никогда не прекращающегося процесса (развивающее обучение).


Методы обучения и развития персонала:

-лекции;        -кейс-методики;    -обучение на стендах, тренажерах, аппаратах;

-семинары;   -ролевые игры;      -командировки в др. ф-мы по обмену опытом;

-тренинги;    -стажировки;         -индивидуальное консультирование;

-ротация;      -наставничество;   -разработка, презентация проекта, дискуссии.

Матрица компетентности:

Осознанная

некомпетентность

Осознанная

компетентность

Неосознанная

некомпетентность

Неосознанная

компетентность

Принципы обучения взрослых:

§  Актуальность: обучение должно иметь непосредственное отношение к профессиональной или частной жизни обучающегося. Учение “впрок” неэффективно из-за низкой мотивации.

§  Участие: обучающиеся должны иметь возможность применить новые методы на практике, желательно уже в процессе обучения (дискуссии, тренинги и др. активные методы обучения).

§  Обратная связь: обучающиеся должны иметь возможность снова обратиться к тренеру за советом на первом этапе внедрения новых знаний; а для тренера лучше получать обратную связь от обучающихся об эффективности и результатах обучения.

§  Повторение: повторяющиеся действия закрепляются лучше и на более длительный срок.

Учебный цикл Дэвида Кольба

Конкретный опыт

 
:


Этапы цикла:                                       

1).  Конкретный опыт: получение знаний на уровне действий, создание структуры приобретения опыта (согласие и попытка принять участие в игре).

2).  Размышления/ наблюдения: исследование опыта (наблюдение за тем, как играют опытные игроки, что происходит, и как распределены роли).

3).  Абстрактное умозаключение: подведение итогов опыта, поиск связей с известной информацией, создание теории (выработка правил, целей игры).

4).  Активное экспериментирование: проверка созданной теории и логических построений на практике, в реальной жизни (игра по правилам).

Полученный результат активного экспериментирования возвращается в систему как конкретный опыт, и цикл повторяется.