Конфликт – это острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия
Конфликт проявляется в противодействии субъектов и, обычно, сопровождается негативными эмоциями
Конфликт – это нормальное взаимодействие людей. Это явление, которое подлежит (поддается) прогнозированию и управлению (естественно, что не каждый конфликт)
Конфликт выполняет двойственные функции:
Позитивные |
Негативные |
Разрядка напряженности между сторонами |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте |
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
Сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом |
Представление о побежденных группах, как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию |
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Снятие синдрома покорности у подчиненных |
После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
Диагностика возможностей оппонентов |
Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Таким образом положительное:
– информация
– стимул
– снятие напряженности
– новые связи
– сплочение группы
1. Предконфликтная. В ходе которой, возникает некое противоречие и будущие участники сознают наличие этого противоречия
2. Собственно конфликт. Этап, на котором происходит противоборство сторон. Когда стороны наносят ущерб друг другу.
3. Завершение конфликта. В форме:
– разрешения, - стороны договорились
– урегулирования, - вмешательство третьей силы в конфликт
– затухания, - стороны ни о чем не договорились, но сил(ресурсов) на продолжение конфликта уже нет
– выхода одной их сторон из взаимодействия – объективность, связанная, например, с увольнением из организации одной из сторон, участвующей в конфликте.
– переход конфликта в другой конфликт – на другом уровне, с другими ресурсами (например, суд)
4. Постконфликтная ситуация. Устранение последствий конфликта и постепенная нормализация отношений сторон
Выделение этапов важно, для управления конфликтом. Целью управления конфликтом, является усиление позитивных, снятие/снижение негативных функций конфликта.
У всех конфликтов есть несколько причин (источников). Можно выделить следующие источники (причины) конфликтов:
§ Структурные источники
§ Ресурсные источники
§ Инновации
§ Неблагоприятные условия труда
§ Групповая динамика
Заложены объективно в орг.структуру предприятия, включают:
– Различия в целях подразделений и должностных лиц
– Различия в способах достижения целей
– Взаимозависимость выполняемых заданий (качество, сроки, результаты)
Обусловлены:
– Неудовлетворительной передачей информации
– Не четко обозначенные права и обязанности сторон
– Неравномерность загрузки работников
– Несовершенство оценки персонала (отсутствие четких и известных работникам требований к знаниям, умениям, поведению, к качеству и срокам проведения работ)
Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.
Обусловлены:
– Ограниченностью ресурсов, подлежащих распределению
– Несогласованностью критериев распределения ресурсов
Связаны с введением на предприятии какой-либо инновации
Обусловлены:
– Изменением взаимоотношений (устанавливаются новые связи)
– Боязнью новизны
Связаны со всем, что создает работнику некомфортные условия труда (комп постоянно виснет)
Обусловлены:
– Чрезмерная нагрузка
– Задержки зарплаты и т.д.
Связана со взаимоотношением/взаимодействием различных интересов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.