Руководство и лидерство. Методы управления персоналом. Техника руководства. Управление посредством делегирования. Системное управление

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

2.Руководство и лидерство

Руководство – это часть управленческой деятельности, подразумевающая наличие четко структурированных официальных отношений.  Роль руководителя предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается.

Лидерство – процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений. Лидерство формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.

Стиль руководства – совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы, среди которых он имеет высокий статус:

а). Авторитарный стиль: выраженная власть лидера, директивность его действий, единоначалие в принятии решений, систематический контроль за действиями ведомых, лидер четко разделяет свои права и обязанности ведомых, ограничивая их действия исполнительскими функциями. Уместен при сложных производственных ситуациях, в коллективе с жесткой иерархической структурой, где большинство сотрудников – рабочий класс.

б). Демократический стиль: лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой, лидер не проводит четкой границы между собственными правами и обязанностями ведомых, полномочия частично делегируются. Оптимален при стабильном, устоявшемся коллективе и высокой квалификации работников.

в). Либеральный стиль – лидер фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, будто он рядовой член группы, все вопросы решаются коллективным мнением, которое принимается как закон. Допустим при очень высокой компетентности и ответственности персонала, для руководства научными или другими творческими коллективами, при наличии сильного неформального лидера.

Методы управления персоналом − это способы воздействия на коллектив и отдельных работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации:

1)  Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях (приказы, распоряжения, инструкции, методики, график работы; выговор, понижение в должности или увольнение как санкции).

2)  Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов материального стимулирования (зарплата, премии, %, ФМП, кредиты, путевки, страховки; денежные штрафы как санкции).

3)  Социально-психологические методы основаны на неденежных способах мотивации, на убеждении и моральном воздействии на людей (благоприятный психологический климат, традиции компании, КК, благодарность, неформальное поощрение; осуждение и порицание коллектива как санкции).

Авторитарный руководитель мотивирует сотрудников чаще административным воздействием, демократический – экономическими и социально-психологическими методами, а либеральный использует все методы, но без определенной системы.

Компетенции - это полномочия, соответствующие знаниям и опыту.

Техника руководства - комплекс норм, принципов и образцов руководства организацией, которые задают границы и определяют общие стандарты деятельности руководителя и подчиненных:

1.Рамочное управление (Management by Exception): сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее установленных границ (рамок), а руководитель освобождается от рутинных задач.

Условия:

- делегирование задач сотрудникам;

- определение границ, в которых сотрудники могут действовать по своему усмотрению, а также исключительных (экстренных) случаев;

- решение обычной, рутинной задачи сотрудником самостоятельно;

- выполнение нестандартной, сложной задачи после обращения сотрудника к начальнику и вмешательства руководителя в процесс принятия решений;

- определение способа и характера вмешательства руководителя.

Недостатки:

1)трудности и споры при разграничении сфер принятия решений;

2)ориентация управления на фиксацию лишь негативных отклонений в деятельности работников, позитивные результаты считаются нормой и не отмечаются, что затрудняет использование передового опыта;

3)демотивация сотрудников из-за ограничения их полномочий решением рутинных задач.

2.Управление посредством делегирования (Management by Delegation): компетенции и ответственность передаются сотрудникам, самостоятельно принимающим решения и осуществляющим их, а руководитель освобождается от определенных функций.

Условия:

- делегирование сотрудникам задач, компетенций и ответственности;

- исключение возможности отказа сотрудников от компетенций, их возвращения руководству или дальнейшего делегирования (передачи);

- определение чрезвычайных случаев вмешательства руководителя и исключение его вмешательства при правильных действиях сотрудников;

- предоставление сотрудникам возможности развивать собственную

Похожие материалы

Информация о работе