Управленческие решения
1. Управленческие решения и их классификация.
Управленческие решения – взвешенный шаг, результатом которого является осуществление какого-либо действия для достижения цели организации или воздержания от него.
Оно является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Процесс принятия решения является достаточно трудоёмким, т.к. это одновременно и наука и искусство, требующие учета объективных факторов и руководителя.
Субъект управленческого решения – менеджер.
Объект – проблемы, связанные с разрушением теоретических и практических вопросов.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
1. Всесторонняя обоснованность решения основывается на 2 направлениях:
- на рассмотрении многогранности факторов, которые влияют на результат работы (экономических, психологических, социальных).
- на анализе последствий принимаемого решения
2. Правомерность.
3. Непротиворечивость (вновь принимаемое решение не должны противоречить уже принятым).
4. Своевременность.
5. Обеспеченность ресурсами.
6. Ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования).
Классификация управленческих решений:
1. По степени влияния на будущие организации:
- стратегические
- тактические
- оперативные
2. По масштабам:
- глобальные
- локальные
3. По продолжительности периода реализации:
- долгосрочные
- среднесрочные
- краткосрочные
4. По направленности воздействия:
- внешние
- внутренние
5. По обязательности выполнения.
6. По функциональному назначению:
- регулирующие
- координирующие
- контролирующие
7. По широте обхвата:
- общие
- специальные
8. По функции управления:
- планирование
- организация
- мотивация
- контроль
9. По сфере реализации:
- научные и маркетинговые исследования
-производство
-реализация товаров и услуг
- работа по кадрам
10. По способам принятия:
- интуитивные
- адаптированные
- рациональные
Стратегические решения – определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели.
Тактические решения – предоставляют собой конкретные методы достижения стратегических решений.
2. Целевая ориентация управленческих решений.
Цели – те, направления деятельности организации, реализация которых она осуществляет сою миссию.
Принципы целеполагания:
1. Комплексность – устойчивость взаимосвязей параметров организации, анализировать последствия достижения целей.
2. Системность – цели должны служить ориентиром деятельности всех работников.
3. Согласованность – несколько целей, не противоречивших друг другу.
4. Достигаемость.
5. Конкретность – четкие и краткие.
6. Гибкость – можно было бы скорректировать.
7. Приемлемость.
Характеристики целей:
1. Сложность – отражает уровень профессионализма необходимый для её достижения.
2. Специфичность – отражает количественную характеристику цели, точность и определенность.
3. Приемлемость – отражает степень восприятия работникам цель, которая поставлена перед организацией, как своей собственной.
4. Приверженность – отражает готовность работника затрачивать усилия для достижения цели.
Этапы целеполагания:
Выбор миссии – определение целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).
3. Анализ среды при принятии решений.
Разработка управленческих решений всегда производится в условиях неопределенности и риска.
Стратегическое управление организации предназначенного обеспечивать её выполнение, развитие, реализацию наиболее важных целей на долгосрочный период. Оно основывается на анализе факторов и тенденций изменения среды её функционирования.
Факторы, определяющие состояние внешней среды:
1. Состояние экономики.
2. Правовое регулирование.
3. Политические процессы.
4. Социальные и культурные составляющие общества.
5. Природная среда и ресурсы.
Макроокружение – определяет общие условия функционирования организации.
Анализ макроокружения предполагает изучение основных компонентов управленческих решений, таких как экономическая, правовая, политическая, социальная, технологическая.
Анализ непосредственного окружения предполагает анализ таких факторов как показатели, пользующийся услугами компании, поиск потенциальных клиентов и изучение конкурентов.
Внутренняя среда (факторы):
1. Кадровый потенциал
2. Система управления
3. Производство
4. Финансы
5. Маркетинг
6. Организационная культура
При принятии решений должное внимание необходимо уделять каждому фактору.
Полезную роль для более точного уяснения ситуации играет использование метода факторного анализа. Он позволяет исходя из анализа статистических данных выявить как наиболее важные факторы, определяющие основные тенденции развития ситуации так и их сравнительную весомость.
4. Условия принятия управленческих решений.
На процесс принятия решений влияют факторы:
1. Личностные оценки руководителя. Данный фактор основывается на том, что каждый человек имеет свое мировоззрение, опыт, окружающую среду, которые сказываются на его работе и на принимаемых решениях.
2. Среда принятия решения:
1. Условия определенности – руководитель точно знает результаты
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.