Кинематический расчет привода. Подбор электродвигателя. Уточнение передаточных чисел привода. Определение частот вращения и вращающих моментов на валах привода, страница 4

Коэффициент нагрузки KF при расчете по напряжениям изгиба [1]:

КH = КFv∙KFb∙KFa,                                                (13)

где КFv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения, связанную с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса; KFb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца; KFa – коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями.

Значения коэффициента КFv, учитывающего внутреннюю динамику нагружения принимают по табл. 2.9 [1]:

-  КFv = 1,04.

Коэффициент KFb, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца вычисляют по формуле [1]:

KFb = 0,18+0,82∙KHb0.

Подставим известные значения коэффициентов:

KFb = 0,18+0,82∙KHb0 = 0,18 + 0,82∙1,0104 = 1,0085.

Коэффициент KFa, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями определяют так же, как при расчетах на контактную прочность: KFa = KHa0:

-  KFa = KHa0 = 1,24.

Подставим все найденные значения коэффициентов в выражение (13):

КH = КFv∙KFb∙KFa = 1,04∙1,0085∙1,24 = 1,3006.

Подставим все значения коэффициентов и величин в выражение (12):

.

Из полученного диапазона (mminmmax) принимают наименьшее значение, согласуя его со стандартным:

m = 1,5 мм.

Число зубьев колес и угол наклона. Фактическое передаточное число

Минимальный угол наклона зубьев косозубых колес bmin быстроходной ступени [1]:

bmin = arcsin (4∙m/b2) = arcsin (4∙1,5/50) = 6,9°

Суммарное число зубьев zs [1]:

-  zs = 2∙aw∙Cosbmin/m = 2∙160∙Cos6,9°/1,5 = 211.

Действительное значение угла b наклона зуба быстроходной ступени:

bб = arccos [(zs∙m/2∙aw)] = arccos [(211∙1,5/2∙160)] = 8,482°.

Число зубьев шестерни z1 и колеса z2 [1]:

-  z1 = zs/(uт – 1) = 211/(5,44 + 1) = 33;

z2 = zs - z1 = 211 - 33 = 178.

Фактическое передаточное число uф [1]:

-  uф = z2/ z1 = 178/3 = 5,39.

                                                    Диаметры колес

Делительные диаметры d, мм [1]:

шестерня: d1 = z1∙m/Cosb = 33∙2.5/Cos8.482=50.05мм;

     колесо: d2 = 2∙aw + d1 = 2∙160 -50.05  =265.395  мм.

Диаметры dа и df окружностей вершин и впадин зубьев [1]:

      dа1 = d1 + 2∙m = 50.05 + 2∙1.5 = 53.05 мм;

      df1 = d1 – 2∙1,25∙m =50,05 – 2∙1,25∙1.5 = 46,3 мм;

      dа2 = d2 + 2∙m = 265,95+2∙1,5 = 268,95 мм;

      df2 = d2 - 2∙1,25∙m = 265,95 - 2∙1,25∙1,5 = 262,2 мм.

Проверочный расчет зубьев по контактным напряжениям

Расчетное значение контактного напряжения sН [1]:

,                                   (14)

где Zs = 9600 для прямозубых передач и Zs = 8400 для косозубых передач, МПа1/2.

Подставим все значения коэффициентов и величин в выражение (14):

.

Так как sН.т < [s]Н.т (606,817< 644,319), то ранее принятые параметры передачи принимаем за окончательные.

Силы в зацеплении

Окружная сила Ft, кН [1]:

Ft = 2∙103∙Т1/d1 = 2∙103∙126,02/50,05 = 5,0358 кН.

Радиальная сила Fr, кН [1]:

Fr = Ft∙tg a/Cosb = 5,0358∙0,364/Cos8,482° = 1.8533 кН.

Осевая сила Fа, кН [1]:

Fа = Ft∙ tg b = 5,0358∙tg 8,482° = 0,7508 кН.

Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба

Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса [1]:

                                                                        (15)

где YFS2 – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений; Yb – коэффициент, учитывающий угол наклона зуба в косозубой передаче; Ye – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев.

Коэффициент YFS2, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений выбирается в зависимости от приведенного числа зубьев и коэффициента смещения для внешнего зацепления принимают по табл. 2.10 [1].

Приведенное число зубьев zv:

zv1 = z1/cos3b = 33/cos38,482° = 34.1

zv2 = z2/cos3b = 178/cos38,482° = 183.97