Коэффициент нагрузки KF при расчете по напряжениям изгиба [1]:
КH = КFv∙KFb∙KFa, (13)
где КFv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения, связанную с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса; KFb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца; KFa – коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями.
Значения коэффициента КFv, учитывающего внутреннюю динамику нагружения принимают по табл. 2.9 [1]:
- КFv = 1,04.
Коэффициент KFb, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца вычисляют по формуле [1]:
KFb = 0,18+0,82∙KHb0.
Подставим известные значения коэффициентов:
KFb = 0,18+0,82∙KHb0 = 0,18 + 0,82∙1,0104 = 1,0085.
Коэффициент KFa, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями определяют так же, как при расчетах на контактную прочность: KFa = KHa0:
- KFa = KHa0 = 1,24.
Подставим все найденные значения коэффициентов в выражение (13):
КH = КFv∙KFb∙KFa = 1,04∙1,0085∙1,24 = 1,3006.
Подставим все значения коэффициентов и величин в выражение (12):
.
Из полученного диапазона (mmin…mmax) принимают наименьшее значение, согласуя его со стандартным:
- m = 1,5 мм.
Число зубьев колес и угол наклона. Фактическое передаточное число
Минимальный угол наклона зубьев косозубых колес bmin быстроходной ступени [1]:
bmin = arcsin (4∙m/b2) = arcsin (4∙1,5/50) = 6,9°
Суммарное число зубьев zs [1]:
- zs = 2∙aw∙Cosbmin/m = 2∙160∙Cos6,9°/1,5 = 211.
Действительное значение угла b наклона зуба быстроходной ступени:
bб = arccos [(zs∙m/2∙aw)] = arccos [(211∙1,5/2∙160)] = 8,482°.
Число зубьев шестерни z1 и колеса z2 [1]:
- z1 = zs/(uт – 1) = 211/(5,44 + 1) = 33;
z2 = zs - z1 = 211 - 33 = 178.
Фактическое передаточное число uф [1]:
- uф = z2/ z1 = 178/3 = 5,39.
Диаметры колес
Делительные диаметры d, мм [1]:
шестерня: d1 = z1∙m/Cosb = 33∙2.5/Cos8.482=50.05мм;
колесо: d2 = 2∙aw + d1 = 2∙160 -50.05 =265.395 мм.
Диаметры dа и df окружностей вершин и впадин зубьев [1]:
dа1 = d1 + 2∙m = 50.05 + 2∙1.5 = 53.05 мм;
df1 = d1 – 2∙1,25∙m =50,05 – 2∙1,25∙1.5 = 46,3 мм;
dа2 = d2 + 2∙m = 265,95+2∙1,5 = 268,95 мм;
df2 = d2 - 2∙1,25∙m = 265,95 - 2∙1,25∙1,5 = 262,2 мм.
Проверочный расчет зубьев по контактным напряжениям
Расчетное значение контактного напряжения sН [1]:
, (14)
где Zs = 9600 для прямозубых передач и Zs = 8400 для косозубых передач, МПа1/2.
Подставим все значения коэффициентов и величин в выражение (14):
.
Так как sН.т < [s]Н.т (606,817< 644,319), то ранее принятые параметры передачи принимаем за окончательные.
Силы в зацеплении
Окружная сила Ft, кН [1]:
Ft = 2∙103∙Т1/d1 = 2∙103∙126,02/50,05 = 5,0358 кН.
Радиальная сила Fr, кН [1]:
Fr = Ft∙tg a/Cosb = 5,0358∙0,364/Cos8,482° = 1.8533 кН.
Осевая сила Fа, кН [1]:
Fа = Ft∙ tg b = 5,0358∙tg 8,482° = 0,7508 кН.
Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба
Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса [1]:
(15)
где YFS2 – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений; Yb – коэффициент, учитывающий угол наклона зуба в косозубой передаче; Ye – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев.
Коэффициент YFS2, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений выбирается в зависимости от приведенного числа зубьев и коэффициента смещения для внешнего зацепления принимают по табл. 2.10 [1].
Приведенное число зубьев zv:
zv1 = z1/cos3b = 33/cos38,482° = 34.1
zv2 = z2/cos3b = 178/cos38,482° = 183.97
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.