[s]Н = [s]Нlim∙ZN∙ZR∙Zv/SH, (1)
где [s]Нlim – предел контактной выносливости, МПа; ZN – коэффициент долговечности; ZR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев; Zv – коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости; SH – коэффициент запаса прочности.
Предел контактной выносливости вычисляется по следующим формулам ([1], табл. 2.2):
[s]Нlim1 = 2∙НВср.б1 + 70 = 2∙285,5 + 70 = 641 МПа;
[s]Нlim2 = 2∙НВср.б2 + 70 = 2∙248,5 + 70 = 567 МПа;
[s]Нlim.т1 = 17∙НRCср.т1 + 200 = 17∙(45+50)/2 + 200 = 1007,5 МПа;
[s]Нlim.т2 = 2∙НВср.т2 + 70 = 2∙(235+302)/2 + 70 = 567 МПа.
Коэффициент запаса прочности:
SНб1 = SНб2 = SНт2 = 1,1, так как данные колеса имеют однородную структуру материала (улучшение);
SНт1 = 1,2, так как данное колесо поверхностно упрочнено (поверхностная закалка).
Коэффициент долговечности зубчатых колес учитывает влияние ресурса [1]:
, при условии 1 £ ZN £ ZNmax. (2)
Число NHG циклов, соответствующее перелому кривой усталости, определяют по средней твердости поверхности зубьев [1]:
NHG = 30∙НВср2,4 £ 12∙107. (3)
Вычислим число циклов, соответствующее перелому кривой усталости для всех зубчатых колес:
NHG.б1 = 30∙НВср.б12,4 = 30∙2902,4 = 2,44∙107;
NHG.б2 = 30∙НВср.б22,4 = 30∙2602,4 = 1,88∙107;
NHG.т1 = 30∙НВср.т12,4 = 30∙4602,4 = 7,37∙107;
NHG.т2 = 30∙НВср.т22,4 = 30∙2402,4 = 1,55∙107.
Ресурс Nk передачи в числах циклов перемены напряжений:
Nk = 60∙n∙nз∙Lh, (4)
где n – частота вращения, мин-1; nз – число вхождений в зацепление зуба рассчитываемого колеса за один его оборот; Lh – время работы, час.
nз = 1 – для всех зубчатых колес;
Lh = tå = 12000 ч.
Вычислим ресурс Nk для передачи:
Nk.б1 = 60∙65,48∙1∙12000 =47,146∙106;
Так как для всех зубчатых колес Nk > NHG, то принимаем Nk = NHG.
Из (2) с учетом вышесказанного следует, что ZN.б1 = ZN.б2 = ZN.т1 = ZN.т2 = 1.
Коэффициент ZR примем для всех зубчатых колес равным единице (ZR = 1), так как предполагается шлифовка сопряженных поверхностей зубьев.
Коэффициент Zv, учитывающий влияние окружной скорости примем [1]:
- для тихоходной шестерни: Zv.т1 = 1,02;
- для тихоходного колеса: Zv.т2 = 1,02.
Подставим полученные значения величин в (1) и вычислим допускаемое контактное напряжение для каждого колеса.
Быстроходная ступень:
[s]Н.б1 = 641∙1/1,1 = 582,727 МПа;
[s]Н.б2 = 567∙1/1,1 = 515,455 МПа.
Для цилиндрических передач с непрямыми зубьями в связи с расположением линии контакта под углом к полюсной линии допускаемые напряжения можно повысить до значения [1]:
[s]Н.б = 0,45∙([s]Н.б1+[s]Н.б2) ³ [s]Н.min.б, при выполнении условия:
[s]Н.б £ 1,25∙[s]Н.min.б, где [s]Н.min – меньшее из двух [s]Н.б1, [s]Н.б2.
[s]Н.б = 0,45∙(582,727+515,455) = 494,182 МПа.
На основании вышесказанного принимаем [s]Н.б = 500,00 МПа.
Допускаемое напряжение изгиба [s]F зубьев шестерни и колеса определяют по зависимости [1]:
[s]F = [s]Flim∙YN∙YR∙YA/SF, (5)
где [s]Flim – предел выносливости при отнулевом цикле нагружений, МПа; YN – коэффициент долговечности; YR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности; YA – коэффициент, учитывающий влияние реверса; SF – коэффициент запаса прочности.
Коэффициент запаса прочности SF для улучшенных и поверхностно закаленных зубчатых колес одинаков и равен 1,7, то есть:
SFб1 = SFб2 = SFт1 = SFт2 = 1,7.
Предел выносливости [s]Flim вычисляется по эмпирическим формулам (табл. 2.3 [1]):
[s]Flim.б1 = 1,75∙НВср.б1 = 1,75∙285,5 = 499,625 МПа;
[s]Flim.б2 = 1,75∙НВср.б2 = 1,75∙248,5 = 435,875 МПа;
2.3 Расчет зубчатой передачи
Межосевое расстояние
Предварительное значение межосевого расстояния aw¢, мм [1]:
, (7)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.