где К – коэффициент, зависящий от поверхностной твердости зубьев шестерни и колеса; Т1 – вращающий момент на шестерне, Н∙м; u – передаточное число. Знак “+” и знак “–” в скобках относят соответственно к внешнему и внутреннему зацеплению.
Коэффициент К : К=10
Подставим значения величин в (7) и вычислим предварительное значение межосевого расстояния для каждой ступени редуктора:
;
.
Окружную скорость v, м/с вычисляют по формуле [1]:
.
Вычислим окружную скорость для тихоходной ступени редуктора:
;
Пользуясь полученным значением окружной скорости назначим степени точности для зубчатой передачи по табл. 2.5 [1]:
- для быстроходной ступени: nс.т.б = 9;
- для тихоходной ступени: nс.т.т = 9.
Уточним предварительно найденное значение межосевого расстояния по формуле [1]:
, (8)
где Ка = 450 – для прямозубых колес; Ka = 410 – для косозубых колес; КH – коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность; yba – коэффициент ширины.
Значение коэффициента yba принимают в зависимости от положения колес относительно опор ([1], c. 17):
yba = 0,315
ybd = 0.5∙yba∙(u+1) = 0,5∙0.315∙(5.44+1) = 1.01.
Коэффициент КH нагрузки в расчетах на контактную прочность [1]
КH = КНv∙KHb∙KHa, (9)
где КНv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения; KHb –коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий; KHa – коэффициент распределения нагрузки между зубьями.
Значение коэффициента КНv принимают по табл. 2.6 [1]:
- КНv.т = 1,02.
Коэффициент KHb определяют по формуле:
KHb = 1+(KHb0 – 1)∙KHw, (10)
где KHb0 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки в начальный период работы; KHw – коэффициент, учитывающий приработку зубьев.
Значение коэффициента KHb0 принимают по табл. 2.7 [1] в зависимости от коэффициента ybd = b2/d1.
Определим значение коэффициента KHb0:
- KHb0 = 1,02.
Значение коэффициента KHw принимают по табл. 2.8 [1] для колеса с меньшей твердостью:
- KHw = 0,26.
Подставим найденные значения коэффициентов в выражение (10):
- KHb = 1+(KHb0 – 1)∙ KHw = 1+(1,04-1)∙0,26 = 1,0104;
Коэффициент KHa определяют по формуле [1]:
KHa = 1+(KHa0 – 1)∙KHw, (11)
где KHa0 – начальное значение коэффициента распределения нагрузки между зубьями.
Значение коэффициента KHa0 определяют в зависимости от степени точности зубчатых передач:
- KHa0 = 1+0,06∙(nс.т.т – 5), при условии 1£ KHa0.т£ 1,25;
KHa0 = 1+0,06∙(9 – 5) = 1,24.
Подставим найденные значения коэффициентов в выражение (11):
- KHa = 1+(KHa0.т – 1)∙KHw.т = 1+(1,24-1)∙0,26 = 1,062.
Подставим все найденные значения коэффициентов в выражение (9):
- КH = КНv.т∙KHb.т∙KHa.т = 1,02∙1,0104∙1,062 = 1,095.
Подставим все значения коэффициентов и величин в выражение (8):
Dыбираем наибольшее межосевое расстояние, округлив его до ближайшего числа по табл. 24.1 [1]:
aw = 160 мм.
Предварительные основные размеры колес
Делительный диаметр d2, мм [1]:
d2б = 2∙aw∙uб/(uб+1) = 2∙160∙5,44/(5,44+1) = 236,522 мм;
Ширина b2, мм [1]:
b2 = yba.б∙aw = 0,315∙160 = 50,4 мм;
Полученные значения ширины округляем в ближайшую сторону до стандартного числа (табл. 24.1 [1]):
b2 = 50 мм;
Модуль передачи
Максимально допустимый модуль mmax, мм, определяют из условия неподрезания зубьев у основания:
- mmax » 2∙aw/[17∙(uб+1)] = 2∙160/[17∙(5,44+1)] = 2,79 мм;
Минимальное значение модуля mmin, мм, определяют из условия прочности:
, (12)
где Km = 3,4∙103 для прямозубых передач и Km = 2,8∙103 для косозубых передач; KF – коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба; вместо [s]F подставляют меньшее из значений [s]F1 и [s]F2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.