РЕБЕНОК В ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование выступает как многоаспектный феномен
Образование в общекультурном контексте
Связь образования и культуры является наиболее тесной. Сегодня много говорили о их сущностной взаимосвязи, которая проявляется в одном из основных принципе существования и развития образования принципе «культуросообразности». В педагогике данный принцип был сформулирован А. Дистервегом – «обучай культурообразно». Означал ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение её достижений и её воспроизводство, на принятие человеком социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.
Наибольшее влияние на развитие этнографии детства в пространстве культуры оказала американская исследовательница Маргарет Мид. В своей книге «Культура и мир детства» М. Мид вводит понятие типа культуры который определяет характер образования в конкретный исторический период. Она выделяет 3 типа культуры:
1. Постфигуративный тип культуры – это такой тип культуры, в которой взрослые передают потомкам лишь чувство неизменной преемственности жизни, прожитое ими это схема будущего их детей. Встречаются в примитивных обществах, религиозных сообществах, в традициях и национальных укладах. Предполагает и соответствующие методы – основывающиеся на следовании тому, что уже было.
2. Кофигуративный тип культуры – предполагает освоение культурыне только через предшественников, но и своих сверстников. Этот тип возникает в период социокультурного кризиса, вызванного рядом факторов: следствием катастроф, уничтожающих большинство взрослого населения; развитием новых форм техники, не известных и непринимаемых старшим поколением; в результате утверждения новых стилей жизней. В таком случае значимым для ребенка являются сверстники. Образование выступает как разрыв между поколениями, приводящий к отрицанию старого и освоению нового.
3. Префигуративный тип культуры – это такой тип культуры «где взрослые учатся у детей, а дети у взрослых». Образование представляет собой не форму разрыва между поколениями, а сохранение и объединение мира Взрослых и мира Детства. Проявляется в новой организации образования ребенка, построенной на подготовку ребенка к новому, сохраняя и преемствуя ценное старое. Ведущей ценностью является ценность личности. Данный тип культуры требует новой парадигмы образования- парадигмы ориентированной на воспитание чувства свободы, собственного достоинства, общекультурной компетентности. Именно этот тип характерен для современной социокультурной ситуации образования ребенка и определяет ключевые позиции (культурно- гуманистические функции образования) для построения образовательного процесса:
- признание за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности
- культурные традиции, определяя содержание детства, определяют и цели, методы и средства социализации ребенка;
- построение образования направленного на потребности развивающейся личности;
- обеспечение возможностей для личностного роста и осуществление самореализации, нахождение эффективных способов актуализации внутренних сил ребенка;
- развитие гуманитарной культуры как комплекса качеств личности: единства нравственности, поведения; восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, эмпатии.
Образование как процесс
В конце 19 века Каптерев П. Ф. говорил: «Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного поколения другому…Сущность образовательного процесса заключается с внутренней стороны в саморазвитии индивида, а передача важных культурных приобретений есть только внешняя сторона этого процесса, которая очень часто закрывает саму суть процесса ». В этом тезисе подчеркивается основная задача- обеспечение развития и саморазвития личности в образовательном процессе. Образование как процесс не прекращается на протяжении всей сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность выступает в качестве основной характеристики образовательного процесса.
Образование как система
Образовательная система состоит из разных подсистем:
- Характеризуется целью, содержанием, технологиями, субъектами, средствами коммуникации
- Включает в себя: организационную структуру, кадры, управление
- Формируется в соответствии с конкретно-историческими условиями
Система образования дифференцируется в зависимости от принадлежности на государственное, негосударственное, частное федеральное, муниципальное; по уровням образования на дошкольное, школьное,…, по профилю образования на общее, специальное, дополнительное.
Образование как результат
Образование как результат рассматривается в 2 х планах
1. Образ того результат который должен быть получен конкретной образовательной системой, фиксированный в форме образовательного стандарта, в виде требований к знаниям умениям, навыкам, качествам личности, по завершению определенного курса обучения.
2. Это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств и знаний, которые позволяют ему адекватно действовать в любой ситуации. Данная совокупность получила название компетенция.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.