Структура, основное содержание и особенности ФГОС ДО
Старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии ГБОУ ВПО МГППУ,
начальник методического отдела управления по дошкольному образования ГБОУ ВПО МГППУ
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (основные понятия)
Ст. 2 образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований
федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и(или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Ст.23
Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
Дошкольные образовательные организации вправе реализовать дополнительные общеразвивающие программы
Основные документы федерального уровня
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования
План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2014-2016 годы, утвержденный Минобрнауки России от 31.12.2013
План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (нормативно-правовое обеспечение)
Приказ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 года № 30038)
Приказ от 13 января 2013 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» (направлен на государственную регистрацию в Минюст России 16 января 2014 г. № НТ-59/08)
Проект приказа «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»
Проект приказа Минобрнауки России «Об экспертизе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования»
План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (организационное обеспечение)
Координационная группа на уровне Российской Федерации по введению ФГОС ДО (30 субъектов Российской Федерации - пилотные площадки)
Координационные группы на уровне субъектов Российской Федерации
План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (информационное обеспечение)
Письмо Минобрнауки России от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО»
Вестник образования (март- апрель 2014г.) посвящен вопросам введения ФГОС дошкольного образования
II съезд работников дошкольного образования (октябрь 2014г.)
Организация деятельности по ознакомлению воспитателей с ФГОС ДО
Цель: способствовать освоению воспитателем содержания ФГОС ДО
Мотивация воспитателя (поиск ответов на вопросы по реализации нового содержания ДО)
Постановка вопросов:
Что такое ФГОС?
Миссия ФГОС ДО?
Специфика ФГОС ДО?
Описание структуры ФГОС ДО?
Новое содержание ДО?
Организация и реализация нового содержания ДО?
Оценка качества образования?
И др.
ФГОС дошкольного образования (вариативность)
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка2, в основе которых заложены следующие основные принципы:
1) поддержка разнообразия детства; …;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
ФГОС дошкольного образования (вариативность)
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; … .
ФГОС дошкольного образования (вариативность)
Вариативность примерных основных общеобразовательных программ