Структура, основное содержание и особенности ФГОС ДО
Старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии ГБОУ ВПО МГППУ,
начальник методического отдела управления по дошкольному образования ГБОУ ВПО МГППУ
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (основные понятия)
-
Ст. 2 образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
-
уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований
-
федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и(или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Ст.23
-
Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
-
Дошкольные образовательные организации вправе реализовать дополнительные общеразвивающие программы
Основные документы федерального уровня
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
-
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования
-
План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2014-2016 годы, утвержденный Минобрнауки России от 31.12.2013
План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (нормативно-правовое обеспечение)
-
Приказ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 года № 30038)
-
Приказ от 13 января 2013 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» (направлен на государственную регистрацию в Минюст России 16 января 2014 г. № НТ-59/08)
-
Проект приказа «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»
-
Проект приказа Минобрнауки России «Об экспертизе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования»
План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (организационное обеспечение)
-
Координационная группа на уровне Российской Федерации по введению ФГОС ДО (30 субъектов Российской Федерации - пилотные площадки)
-
Координационные группы на уровне субъектов Российской Федерации
План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (информационное обеспечение)
-
Письмо Минобрнауки России от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО»
-
Вестник образования (март- апрель 2014г.) посвящен вопросам введения ФГОС дошкольного образования
-
II съезд работников дошкольного образования (октябрь 2014г.)
Организация деятельности по ознакомлению воспитателей с ФГОС ДО
-
Цель: способствовать освоению воспитателем содержания ФГОС ДО
-
Мотивация воспитателя (поиск ответов на вопросы по реализации нового содержания ДО)
-
Постановка вопросов:
-
Что такое ФГОС?
-
Миссия ФГОС ДО?
-
Специфика ФГОС ДО?
-
Описание структуры ФГОС ДО?
-
Новое содержание ДО?
-
Организация и реализация нового содержания ДО?
-
Оценка качества образования?
-
И др.
ФГОС дошкольного образования (вариативность)
-
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка2, в основе которых заложены следующие основные принципы:
-
1) поддержка разнообразия детства; …;
-
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
-
3) уважение личности ребенка;
-
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
ФГОС дошкольного образования (вариативность)
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; … .
ФГОС дошкольного образования (вариативность)
-
Вариативность примерных основных общеобразовательных программ