Обучение грамоте. Воспитание привычки и формирование у детей способности к продуктивному использованию речевой деятельности

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

ПРОГРАММА Автор

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Пояснительная записка

Обучение грамоте многогранно и синтетично по своей природе. Традиционно под грамотой понимается первоначальный курс обучения устной и письменной речи и знакомства с элементарными основами лингвистики.

Обучение грамоте на коммуникативной основе позволяет осуществить целостный подход к организации учебного процесса на базе всестороннего развития речи детей (слушания, говорения, чтения, письма). В данном контексте приоритетным по сравнению с лингвистическим образованием становится развитие речи. Из живого речевого потока выделяются языковые единицы с целью знакомства с ними и с законами их употребления. Обучение грамоте в контексте коммуникативной деятельности позволяет органично вписать этот учебный предмет в повседневную жизнь учащихся и делает его личностно значимым.

Как универсальное средство самосовершенствования личности (самообразования и самовоспитания) речевая деятельность является консолидирующей основой всех предметов начального цикла обучения.

Цель уроков обучения грамоте — воспитать привычку и сформировать у детей способность к продуктивному использованию речевой деятельности в качестве инструмента для саморазвития личности посредством приобщения к национальной и мировой культуре и успешной социализации.

Приложение 2

Содержание и методика курса обучения грамоте направлены на решение следующих задач:

создать благоприятные условия для адаптации детей к школьной жизни;

обеспечить преемственность данного курса по отношению к уровню дошкольной подготовки детей и к дальнейшему изучению таких предметов начального обучения, как русский язык и чтение;

создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и духовно-нравственного опыта детей;

приобщить первоклассников к доступным им видам творческой деятельности;

формировать желание и умение учащихся вступать в учебное сотрудничество;

создать активную речевую среду как основное условие речевого и лингвистического развития учащихся;

соблюдать оптимальную пропорцию между теоретическим и практическим компонентами изучения родного языка при акцентировании последнего;

способствовать накоплению базы лингвистических представлений с целью их последующего обобщения и использования;

развивать языковую интуицию;

формировать мыслительные способности школьников к анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению лингвистических и речевых фактов;

совершенствовать способность к адекватному восприятию звучащей речи;

развивать диалогическую и монологическую речь первоклассников;

организовать освоение основных норм речевого поведения;

целенаправленно обогащать словарь и грамматический строй речи детей;

работать над соблюдением орфоэпических норм русской речи;

способствовать пробуждению интереса к слову, к чтению и книгам;

обеспечить дифференцированный подход к обучению детей, поступивших в школу еще не читающими, и детей, читающих на всем диапазоне букв;

формировать первоначальный навык чтения как базовый в системе образования младшего школьника;

развивать у детей эмоциональную восприимчивость к литературным произведениям;

формировать правильный тип читательской деятельности;

формировать контекстное чтение, а именно на основе общего смысла текста, эпизода, предложения, стоящих рядом слов, основной группы составляющих слово букв, сюжетных и предметных иллюстраций;

воспитывать внимание к особенностям художественной речи;

расширять литературный кругозор учащихся;

планомерно осуществлять литературное развитие первоклассников;

формировать положительное и бережное отношение к книге как к объекту культуры;

познакомить первоклассников со звуковой системой языка;

сформировать в сознании детей речезрительные и рукодвигательные образы всех печатных и письменных строчных и заглавных букв русского алфавита;

научить первоклассников правильно воспроизводить формы букв и их соединения;

обучить элементарным правилам перевода устной речи в письменную в соответствии с нормами русской графики;

формировать орфографическую зоркость;

организовать изучение первых орфографических правил.

Теоретические основы системы обучения грамоте

Лингвистической основой обучения грамоте является современная наука о русском языке и о законах его использования в речи. В частности, предлагаемая методика обучения грамоте учитывает такое свойство русского языка, как его избыточность. Благодаря избыточности языка при восприятии текста, предложения, слова, буквы пропущенное или неизвестное восстанавливается ис ходя из значения окружающих языковых единиц или их элементов. Названное свойство позволяет включать в изучаемый материал некоторое количество незнакомой информации.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
87 Kb
Скачали:
0