Тема: Пересказ литературных произведений.
План.
Литература.
1.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение.
Для овладения пересказом необходимы умения:
Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста рассматривались в работах Е.И. Тихеевой, Л.А. Пеньковской, Э.П. Коротковой и др.
Пересказ Х/ПР положительно влияет на:
-связность речи;
-формируют умение описывать предметы и явления;
-совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.
-развивают эстетическое восприятие и чувства;
-развивают навыки выразительной речи.
2.
Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Необходимо, чтобы дети сами могла пересказать произведение. При выборе произведения учитываются следующие требования:
-воспитательная ценность, обогащение морального опыта детей.
-быть доступными по содержанию – должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков.
-иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты).
-динамичность сюжета.
-образцовый язык, без сложных грамматических форм, содержат разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастиями.
-доступны по объему. В методической литературе требования к объему противоречивы:
· Важен не размер, а содержание.
· только короткие произведения.
·
Не рекомендуется пересказывать стихотворения.
Виды пересказа:
· Подробный или близкий к тексту;
· Выборочный;
· Краткий или сжатый;
· С перестройкой текста.
· С творческими дополнениями.
3.
Осмысленность, т.е. полное понимание текста.
Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
Последовательность и связность пересказа.
Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
Выразительность и фонетическая правильность речи, культура проведения во время пересказа.
4
приемы делятся на :
1.установочные и для разбора произведения.
Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.
В процессе беседы используются: - вопросы (о выразительности речи)
- объяснения;
- указания;
- упражнения(индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.).
- обращение к личному опыту детей
- показ наглядного материала.
! не следует досконально разбирать текст, задавать много вопросов, требующих только припоминания текста.
2. тренировочные и оценочная направленность (для облегчения полного воспроизведения текста)
- подсказ слова или фразы воспитателем (для достижения плавности и связности);
- совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений);
- отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз);
- пересказ по частям;
- указания и упражнения;
- вопросы;
- пересказ по ролям;
- хоровые проговаривания коротких реплик;
- игра-драмматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.
- В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.
- оценка пересказа педагогом (наиболее подробно анализируют 1и 2 пересказ и отмечают немногие положительные качества) можно сравнить 2 последовательно прозвучавших ответа и привлечь к оценке детей.
- Исправление и улучшение рассказа детьми, повторить по-другому;
- Задать оценочный вопрос;
5
Построение занятия определяется разнообразием задач. Исследования З.М. Истоминой показали, что осмысление материала, установление
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.