Пересказ литературных произведений. Значение пересказа для развития речи. Формирование умения описывать предметы и явления

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Тема: Пересказ литературных произведений.

План.

  1. Сущность понятия «пересказ».значение пересказа для развития речи детей.
  2. Требования к произведениям для пересказа.
  3. Требования к пересказам детей.
  4. Приемы обучения пересказу.
  5. Структура занятия по пересказу.
  6. Методика обучения пересказу в разных возрастных группах. (самостоятельно на практическом занятии)

Литература.

  1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста пересказыванию. – М., 1082.
  2. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.
  3. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку. М., 2000.

1.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение.

Для овладения пересказом необходимы умения:

  • Прослушивать произведение;
  • Понять основное содержание;
  • Запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста.

Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста рассматривались в работах Е.И. Тихеевой, Л.А. Пеньковской, Э.П. Коротковой и др.

Пересказ Х/ПР положительно влияет на:

-связность речи;

-формируют умение описывать предметы и явления;

-совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

-развивают эстетическое восприятие и чувства;

-развивают навыки выразительной речи.

2.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Необходимо, чтобы дети сами могла пересказать произведение. При выборе произведения учитываются следующие требования:

-воспитательная ценность, обогащение морального опыта детей.

-быть доступными по содержанию – должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков.

-иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты).

-динамичность сюжета.

-образцовый язык, без сложных грамматических форм, содержат разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастиями.

-доступны по объему. В методической литературе требования к объему противоречивы:

·  Важен не размер, а содержание.

·  только короткие  произведения.

·   

Не рекомендуется пересказывать стихотворения.

Виды пересказа:

·  Подробный или близкий к тексту;

·  Выборочный;

·  Краткий или сжатый;

·  С перестройкой текста.

·  С творческими дополнениями.

3.

Осмысленность, т.е. полное понимание текста.

Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

Последовательность и связность пересказа.

Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

Выразительность и фонетическая правильность речи, культура проведения во время пересказа.

4

приемы делятся на :

1.установочные и для разбора произведения.

Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.

В процессе беседы используются: - вопросы (о выразительности речи)

объяснения;

указания;

упражнения(индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.).

обращение к личному опыту детей

показ наглядного материала.

! не следует досконально разбирать текст, задавать много вопросов, требующих только припоминания текста.

2. тренировочные и оценочная направленность (для облегчения полного воспроизведения текста)

-  подсказ слова или фразы воспитателем (для достижения плавности и связности);

-  совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений);

-  отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз);

-  пересказ по частям;

-  указания и упражнения;

-  вопросы;

-  пересказ по ролям;

-  хоровые проговаривания коротких реплик;

-  игра-драмматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

-  В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.

-  оценка пересказа педагогом (наиболее подробно анализируют 1и 2 пересказ и отмечают немногие положительные качества) можно сравнить 2 последовательно прозвучавших ответа и привлечь к оценке детей.

-  Исправление и улучшение рассказа детьми, повторить по-другому;

-  Задать оценочный вопрос;

5

Построение занятия определяется разнообразием задач. Исследования З.М. Истоминой показали, что осмысление материала, установление

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
40 Kb
Скачали:
0