Овладение чтением как фактор преемственности между дошкольным детством и школьным обучением

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Школьники - и младшие, и даже подростки - почти совсем перестали чинить. Читают для собственного удовольствия, "запоем", как бывало раньше, буквально единицы. Не в каждом классе найдется сегодня такой читатель. Зато пес чаще к психологам обращаются родители учеников пятого, шестого, а то и »в более старших классов, все еще имеющих серьезные трудности в чтении и, естественно, в обучении по всем без исключения предметам. В психологическую консультацию обращаются и родители маленьких детей - дошкольников, первоклассников озабоченные тем.  что  их малыш не хочет учиться читать, не [тянется к книгам, не интересуется словами и буквами. Часто в опыте такого ребенка уже есть первая проба обучения в дошкольной гимназии, в [руине развивающего обучения, в детской эстетической студии  но случается, что подобный результат дают уже самые первые попытки домашнего, семенного занятия  буквами и чтением. Ребенок как бы заранее, авансом негативно настроен по отношению к любым делам "школьного", "книжного" типа. Вполне естества но, что серьезные трудности в предстоящем школьном обучении для него почти предопределены. Откуда это, от чего это зависит, что с этим делать?

I/ Конечно, значительную роль здесь играет  возникшее сегодня   засилье ж деокультуры. Телевизор, в отличие от книги, не лежит на полке в ожидании к: го, что Им займутся на досуге. Он, как правило, работает с утра до вечера. во многих семьях телевизор включается в буквальном смысле одновременно с открыванием  глаз и засыпают дети вечером тоже под его звуки. Еще более агрм спины видеомагнитофоны, игровые компьютерные приставки и сами компью геры. Они просто засасывают детей, у которых не остается желания и времен» не то что на чтение книг, а просто на гуляние, делание уроков, общение ее сверстниками.

Вероятно, мы живем в переломную эпоху перехода человечества к новым видам носителей информации. На наших глазах складывается новый образ духовной жизни. Но пока что информационный  поток, которым, в основном, наполнены эти новые носители - тот, в котором "купается" абсолютное большинство современных детей и взрослых, фильмы и передачи, которые  идут по основным телепрограммам - не выдерживает никакого сравнения с морем книжной информации. Да и сами ее носители - телеэкран, мониторы компьютеров, компьютерные игры и программы - являются для формирующейся детсад! психики агрессивными, искажающими, нередко - попросту вредными. Детские врачи и психологи уже столкнулись с типичными трудностями детей, рано - в два - четыре года - приобщившихся к увлечению компьютерными играми. Большинство из них страдает двигательной расторможенностью, у многих наблюдается синдром неустойчивого внимания, плохо развивается произвольная регуляция психических функции и поведения, есть проблемы становления воображения - этого главного из интеллектуальных процессов дошкольников. И все это - при, как правило, исходно хорошем уровне интеллектуального развития, которое, естественно, со временем не может не пострадать. Это неудивительно - ведь ребятишки в процессе игр на экране все время встраиваются, приспосабливаются к условиям и требованиям игры, а не выстраивают самостоятельно ее сюжет, не придумывают правила. Они отождествляются с готовыми образами героев, а не придумывают их сами, не интерпретируют свободно и творчески образы сказочных и литературных героев.

Но дело не только в том.  что появилось нечто, занявшее для детей место интересных книжек, но не выполняющее полностью их функции. Есть семьи (правда, их очень немного, буквально единицы), в которых родители уже прониклись идеей вредности теле- и компьютерной культуры для маленьких детей и практически исключили все это из их жизни. Но, к сожалению, и в этих немногих семьях тоже возникают трудности с обучением ребят чтению. Дети в таких семьях обычно посещают разнообразные кружки и студии, они очень заняты. Просмотр же мультиков по телевизору или детская компьютерная игра остаются для них заветным запретным плодом, что нередко создает дополнительные психологические проблемы и вовсе не способствует развитию интереса к чтению.

Дело, как правило, в том, что уровень развития у ребенка сиособно-

■ стен, умений и представлений в области начал письменности родного

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
97 Kb
Скачали:
0