Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО

Страницы работы

Фрагмент текста работы

СЛАЙД 1

Тема нашей сегодняшней встречи «Современные подходы к организации  развивающей предметно-пространственной среды ДОО»

Сегодня мы рассмотрим:

  СЛАЙД 2

1. Классический подход  к построению предметно-пространственной среды ДОУ.

2. Современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО.

3. Демонстрация опыта построения РППС МБДОУ № 43 в ходе экскурсии.

СЛАЙД 3

I.  Классический подход к построению предметно-пространственной среды детского сада.

I.1. Психолого-педагогическое обоснование ПРС. Основные понятия.

Предметно-пространственная  среда детского сада является составной частью  общей среды, которая окружает  ребенка-дошкольника.

Современный философский взгляд понимает среду  как  наглядно воспринимаемую форму существования культуры в совокупность предметов, в которых запечатлен опыт, знания, способности и потребности многих поколений.

Через такие предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, учится позиционировать себя в общей культуре, выстраивать отношения с окружающими людьми. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в среде и в нем самом, зависят динамика  развития ребенка, степень формирования качественно новых психических образований. Отношения ребенка к среде определяет и его активность в ней.

В связи с этим психология понимает предметно-пространственную игровую среду  как поле социальной и культурной деятельности, сферу передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.

Поэтому, развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это, прежде всего, игровая деятельность, разнообразные формы продуктивной и конструктивной  деятельности, экспериментирование, формы бытового труда и  самообслуживания, элементарные формы учебной деятельности по овладению грамотой, началами математики.

С учетом вышесказанного,  развивающая предметно-пространственная среда детского сада (педагогический взгляд) понимается как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая его развитие, предполагает единство социальных предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, учитывающая его индивидуальные и возрастные особенности.

I.2.  Предметно-пространственная среда детского сада обладает широким спектром функций.

СЛАЙД 4

1.  ППС служит носителем разнообразной информации об окружающем. Каждый предмет, помещенный  в среду,  несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Так, например:

-  репродукции картин художников, эстампы, этюды, скульптурные композиции обеспечат художественное восприятие, которое впоследствии станет основой эстетических суждений;

- материалы, атрибуты, музыкальные инструменты, различные виды театров откроют ребенку дорогу в мир сцены, музыки, танца;

-  оборудование и материалы для проведения опытов, размещенных в детской лаборатории, предоставят ребенку уникальную возможность самостоятельно проводить исследования, подведут к освоению действительности, первому пониманию законов окружающего мира.

СЛАЙД 5

2.Не менее важное значение имеет стимулирующая функция ППС.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, вызывает желание действовать, исследовать, преобразовывать. Статичная, «застывшая» среда, в которой не происходит время от времени никаких изменений,  не может активизировать ребенка на деятельность. Среда должна быть мобильной, динамичной. Материалы, игры, игрушки, инструменты, размещаемые  в предметном пространстве детского сада должны соответствовать интересам детей, их возрастным особенностям и индивидуальным потребностям.

СЛАЙД 6

3.Развивающая функция предметно-пространственной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что, в свою очередь, обеспечивает преемственность развития деятельности ребенка от простых ее форм к более сложным.

При создании предметно-пространственной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических психологических особенностей обитателя этой среды (т.е. ребенка).  Они заключаются в следующем:

- деятельностно - возрастном подходе (организация ППС с учетом ведущих в данном возрасте видов деятельности ребенка);

- ориентация предметно-пространственной среды на «зону ближайшего развития» ребенка: среда  должна содержать помимо предметов и материалов, уже известных ребенку (материалы «вчера»), предметы, которыми может овладеть с помощью взрослого (материалы «сегодня»), и совсем незнакомые  элементы среды (материалы «завтра»);

- обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;

- обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности пространства;

- обеспечение эстетических и гигиенических показателей;

- обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро - и микропространством деятельности детей.

СЛАЙД 7

I.3. Понятия макро- и микросреды ДОО.

—  Макросреда ДОО *– это ближайшее окружение детского сада (участок

Похожие материалы

Информация о работе