СЛАЙД 1
Тема нашей сегодняшней встречи «Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
Сегодня мы рассмотрим:
СЛАЙД 2
1. Классический подход к построению предметно-пространственной среды ДОУ.
2. Современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
3. Демонстрация опыта построения РППС МБДОУ № 43 в ходе экскурсии.
СЛАЙД 3
I. Классический подход к построению предметно-пространственной среды детского сада.
I.1. Психолого-педагогическое обоснование ПРС. Основные понятия.
Предметно-пространственная среда детского сада является составной частью общей среды, которая окружает ребенка-дошкольника.
Современный философский взгляд понимает среду как наглядно воспринимаемую форму существования культуры в совокупность предметов, в которых запечатлен опыт, знания, способности и потребности многих поколений.
Через такие предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, учится позиционировать себя в общей культуре, выстраивать отношения с окружающими людьми. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в среде и в нем самом, зависят динамика развития ребенка, степень формирования качественно новых психических образований. Отношения ребенка к среде определяет и его активность в ней.
В связи с этим психология понимает предметно-пространственную игровую среду как поле социальной и культурной деятельности, сферу передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.
Поэтому, развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это, прежде всего, игровая деятельность, разнообразные формы продуктивной и конструктивной деятельности, экспериментирование, формы бытового труда и самообслуживания, элементарные формы учебной деятельности по овладению грамотой, началами математики.
С учетом вышесказанного, развивающая предметно-пространственная среда детского сада (педагогический взгляд) понимается как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая его развитие, предполагает единство социальных предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, учитывающая его индивидуальные и возрастные особенности.
I.2. Предметно-пространственная среда детского сада обладает широким спектром функций.
СЛАЙД 4
1. ППС служит носителем разнообразной информации об окружающем. Каждый предмет, помещенный в среду, несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Так, например:
- репродукции картин художников, эстампы, этюды, скульптурные композиции обеспечат художественное восприятие, которое впоследствии станет основой эстетических суждений;
- материалы, атрибуты, музыкальные инструменты, различные виды театров откроют ребенку дорогу в мир сцены, музыки, танца;
- оборудование и материалы для проведения опытов, размещенных в детской лаборатории, предоставят ребенку уникальную возможность самостоятельно проводить исследования, подведут к освоению действительности, первому пониманию законов окружающего мира.
СЛАЙД 5
2.Не менее важное значение имеет стимулирующая функция ППС.
Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, вызывает желание действовать, исследовать, преобразовывать. Статичная, «застывшая» среда, в которой не происходит время от времени никаких изменений, не может активизировать ребенка на деятельность. Среда должна быть мобильной, динамичной. Материалы, игры, игрушки, инструменты, размещаемые в предметном пространстве детского сада должны соответствовать интересам детей, их возрастным особенностям и индивидуальным потребностям.
СЛАЙД 6
3.Развивающая функция предметно-пространственной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что, в свою очередь, обеспечивает преемственность развития деятельности ребенка от простых ее форм к более сложным.
При создании предметно-пространственной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических психологических особенностей обитателя этой среды (т.е. ребенка). Они заключаются в следующем:
- деятельностно - возрастном подходе (организация ППС с учетом ведущих в данном возрасте видов деятельности ребенка);
- ориентация предметно-пространственной среды на «зону ближайшего развития» ребенка: среда должна содержать помимо предметов и материалов, уже известных ребенку (материалы «вчера»), предметы, которыми может овладеть с помощью взрослого (материалы «сегодня»), и совсем незнакомые элементы среды (материалы «завтра»);
- обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;
- обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности пространства;
- обеспечение эстетических и гигиенических показателей;
- обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро - и микропространством деятельности детей.
СЛАЙД 7
I.3. Понятия макро- и микросреды ДОО.
Макросреда ДОО *– это ближайшее окружение детского сада (участок
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.