Интегрирование знаний возрастной анатомии, физиологии, психологии и гигиены в профессиональное мышление педагогов;
5. Овладение умениями и навыками учета психофизиологических особенностей при организации образовательной среды ДОУ
Содержание данной программы определяется требованиями к уровню подготовки выпускника отделения переподготовки по специальности 050144 «Дошкольное образование».
Основные и профессиональные компетенции, которыми должны овладеть слушатели, осваивающие раздел: «Психофизиологические нормы возрастного развития детей дошкольного возраста»:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
3. Планирование и организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его психофизическое развитие.
4. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
5. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
6. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
В программе курса отражено содержание учебного материала, темы практических занятий, самостоятельной работы слушателей (СРС), литература и средства обучения.
Курс рассчитан на 64 часа, из них 32 СРС и 32 часа аудиторной работы
Промежуточная аттестация по разделу – зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование тем |
Максимальная учебная нагрузка, час |
Количество аудиторных часов |
СРС |
||
Всего |
Теоретических |
Практических |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Анатомо-физиологические нормы возрастного развития детей дошкольного возраста |
20 |
10 |
4 |
6 |
10 |
2 |
Психологические нормы возрастного развития детей дошкольного возраста |
18 |
8 |
2 |
6 |
10 |
3 |
Комплексный подход к изучению анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста |
26 |
14 |
4 |
10 |
12 |
Всего: |
64 |
32 |
10 |
22 |
32 |
Содержание программы
Тема 1. Анатомо-физиологические нормы возрастного развития детей дошкольного возраста
Требования к умениям: применять знания анатомии и физиологии при решении педагогических задач; выявлять индивидуальные особенности развития и функциональных возможностей воспитанников; организовывать образовательную среду ДОУ с учетом санитарно-гигиенических требований.
Требования к знаниям: знать анатомо-физиологические особенности и основы гигиены детей дошкольного возраста; основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей с учетом анатомо-физиологических особенностей развития их организма; связи анатомии, физиологии и гигиены человека с другими науками;
Онтогенез. Рост и развитие. Гетерохрония развития Показатели физического развития и способы их оценки. Хронологический возраст, биологический возраст. Возрастная периодизация. Критические и сенситивные периоды индивидуального развития. Возрастные особенности строения и функций физиологических систем организма. Гигиена физиологических систем организма. Возрастные и индивидуальные особенности строения и функционирования организма ребенка. Понятие возрастной нормы. Среда жизнедеятельности человека. Адаптация организма к окружающей среде. Биологические ритмы и их природа. Стресс как общий адаптационный синдром. Адекватность физических и психических нагрузок функциональным возможностям ребенка. Утомление как нормальный физиологический процесс, переутомление. Особенности влияния факторов среды на здоровье детей. Личная гигиена детей дошкольного возраста. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви детей. Гигиена образовательного процесса в ДОУ.
Практическая работа
- Выделить параметры для описания анатомо-физиологических особенностей детей раннего возраста, составить таблицу (2 часа)
- Освоить алгоритм оценки рациона питания по калорийности, содержанию питательных веществ и витаминов, минералов (4 часа)
Самостоятельная работа
- Охарактеризовать критические периоды постнатального онтогенеза (2 часа).
- Разработать содержание для беседы с родителями на тему: «Закаливание» (4 часа).
- Подготовка письменного сообщения по теме «Физиологический портрет ребенка раннего возраста» (4 часа).
Тема 2. Психологические нормы возрастного развития детей дошкольного возраста
Требования к умениям: применять знания психологии при решении педагогических задач; выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников.
Требования к знаниям: знать особенности детской психологии, ее связь с педагогической наукой и практикой; закономерности психического развития ребенка как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; возрастную периодизацию; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности ребенка-дошкольника, их учет в обучении и воспитании; особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте; понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции отклонений в развитии поведении ребенка дошкольного возраста.
Движущие силы и условия психического развития ребенка: развитие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.