2МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
2КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ
2Кафедра педиатрии
2Утверждено на заседании кафедры
2протокол N ___ от "___"________ 2001г.
2И.о.зав.кафедрой:доцент Козловский А.А.
2МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
2к практическому занятию по теме:
2"ВЕГЕТАТИВНАЯ ДИСФУНКЦИЯ. НАРУШЕНИЕ РИТМА СЕРДЦА У ДЕТЕЙ."
2Учебно-методическая разработка для преподавателей
2Автор: ассистент Ивкина С.С.
2г.Гомель, 2001г.
.
- 3 Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов.
В ней представлены: I. Научно-методическое обоснование темы.
II. Цель занятия. III. Задачи (знать, уметь, практические навыки). IV. План проведения практического занятия. V. Методика проведения. VI. Методика обеспечения занятия. VII. Литература.
2I. 0 2Научно-методическое обоснование темы
Изменение состояния и реактивности вегетативной нервной системы в патогенезе ряда заболеваний является одним из важнейших звеньев сложного механизма, обеспечивающего адаптационно-компенсаторные процессы в организме. Вегетативная дисфункция - наиболее частая патология детского возраста, которая может проявляться функциональными изменениями со стороны многих органов и систем.
Не редко нарушения ритма сердца у детей также являются проявлением вегетативной дисфункции.
Известно, что функциональные заболевания в детском возрасте способствуют развитию стойкой хронической патологии у взрослых.
Поэтому очень важно раннее выявление признаков вегетативных нарушений у ребенка и проведение их коррекции.
2II. Цель занятия
Научить студентов методам диагностики вегетативной дисфункции и нарушений ритма у детей и проведению коррекций выявленных нарушений.
2III. Задачи.
2Студенты должны знать:
- особенности вегетативной нервной системы у детей;
- клинические проявления симпатико- и ваготонии;
- факторы риска и патогенез вегетативной дисфункции у детей;
- методы исследования вегетативной нервной системы;
- медикаментозные препараты с симпатико- и ваготропным эффектов действия;
- 4 - особенности проводящей системы сердца у детей;
- классификация нарушений ритма;
- методы диагностики нарушений ритма сердца;
- антиаритмичные препараты (классификация, механизм действия, дозы).
2Студенты должны уметь:
- оценить состояние вегетативного тонуса у больного, пользуясь таблицей Вейна;
- наметить и обосновать план обследования больного (клинический, лабораторный, инструментальный);
- интерпретировать полученные результаты обследования;
- назначить необходимую коррегирующую терапию;
- объективно оценить состояние ребенка с нарушением ритма;
- составить план обследования больного;
- интерпретировать полученные результаты обследования;
- назначить больному соответствующее лечение.
2IV. 0 2План проведения практического занятия.
-----T-------------------------------------------------T--------N п/п¦ Наименование этапов занятия ¦ Время
-----+-------------------------------------------------+--------1. ¦Обоснование актуальности изучаемой темы. 5 минут
2. ¦Тестовый контроль. 10 минут
3. ¦Контроль исходных знаний. 30 минут
4. ¦Курация больных и расшифровка ЭКГ. 90 минут
5. ¦Клинический разбор больных по теме занятия. 60 минут
6. ¦Контроль конечных знаний. 30 минут
-----+---------------------------------------------------------- 2Вопросы по данной теме.
1. Понятие о вегетативной дисфункции. Методика определения исходного вегетативного тонуса у детей. Патогенез вегетативной дисфункции.
2. Клинические признаки вегетативной дисфункции у детей.
3. Классификация нарушений ритма.
4. Электрокардиографические признаки нарушений автоматизма
(синусовая тахи- и брадикардия, синдром слабости синусового узла), возбудимости (экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия), проводимости (блокады сердца) у детей.
5. Основные принципы лечения вегетативной дисфункции.
6. Лечение нарушений ритма. Неотложная терапия пароксизмальной тахикардии у детей.
2V. Методика проведения занятий.
_ 2а) Контроль уровня исходных знаний.
1. Назовите анатомические центры вегетативной нервной системы.
2. Какое влияние оказывает нервная система на регуляцию сердечной деятельности.
3. Назовите строение проводящей системы сердца.
4. Нормы АД для детей различного возраста.
5. Методика измерения АД у детей.
6. Назовите нормы числа сердечных сокращений у детей различного возраста.
7. Типы сосудистой реакции по пробе Маслова-Шалкова.
8. Как определить МОК по пробе Маслова-Шалкова.
9. Причины возникновения пароксизмальной тахикардии у детей.
_ 2б) Контроль уровня конечных знаний.
2Вопросы для тестовыго контроля.
1. Являются ли синонимами термины НЦД и ВСД?
1. Да
2. Это разные заболевания
3. Понятие ВСД включает в себя НЦД
4. НЦД шире понятия ВСД
2. Выберите признаки, характерные для симпатикотонического типа ВСД:
1. Повышение АД
2. Вялость, сонливость
3. Брадикардия
4. Обмороки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.