Лекция 1.Исследование рыночной конъюнктуры
1. Понятие, показатели и индикаторы рыночной конъюнктуры
2. Предварительная оценка рынка
3. Анализ тенденции развития рыночной конъюнктуры
4. Анализ сбалансированности рынка
5. Анализ устойчивости развития рыночной конъюнктуры
I. Любое маркетинговое решение принимается с учетом рыночной конъюнктуры и позиции фирмы на рынке. Конъюнктура рынка – это состояние рынка или конкурентная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени или ограниченный отрезок времени, под воздействием комплекса сил, факторов и условий.
Конъюнктура товаров рынка является частью обще экономической конъюнктуры и зависит от положения на других рынках ценных бумаг, услуг, инвестиций, недвижимости, труда. Поэтому изучение товарного рынка должно быть увязано с оценками разных типов рынка.
Необходимость изучения рыночной конъюнктуры определяется сущность маркетинга, его ориентация на интересы рынка. Поэтому конъюнктурный анализ представляет собой важную часть маркетингового анализа и маркетингового исследования.
Конъюнктура сложная и быстро меняющееся явление. Она складывается из множества единичных элементов и действий, которые подчиняются вероятностным законом. Конъюнктура рынка имеет 4 свойства:
1. динамичность
2. пропорциональность
3. вариабельность (колеблемость, устойчивость)
4. цикличность
Соответственно выдвигается 4 концептуальные задачи конъюнктурного анализа:
1. Анализ динамичных закономерностей.
Динамичность рынка это его способность обновляться, расти, сокращаться, либо оставаться стабильным. Задача конъюнктурного анализа на этом этапе – выявление тенденций развития и перспектив расширения рынка, то есть прогнозирования.
2. Анализ пропорциональности развития.
Стихийность рынка, хотя и ограничена маркетингом, остается его главным признаком. Изменения основных параметров рынка спроса и предложения на некоторых отрезков времени происходят с различной скоростью и интенсивностью, а это приводит к нарушениям пропорциональности рыночным процессом. Задача анализа: оценить соотношение между спросом и предложением и дать характеристику конъюнктуры.
3. Анализ устойчивости рынка (колеблемости).
Проводится в статике и динамике. Поскольку рынок по своей сути склонен к стихийности, то его параметры подвержены колебаниям, как случайно, так и постоянно проявляющиеся (цикличными, сезонными). Размах и длительность колебаний обусловлены факторами окружающей среды маркетинга.
Задача анализа: оценить размах колебаний и сделать вывод об устойчивости рынка.
4. Анализ повторяемости развития рынка.
Задача: выделение цикла.
Состояние рынка характеризуется через систему рыночных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации. К основным показателям конъюнктуры рынка относят:
1. тип рынка (табл. 1)
2. масштаб рынка (емкость рынка) – объем операций по купле-продажи.
3. степень сбалансированности рынка соотношение спроса и предложение
4. динамика рынка – изменение основных параметров рынка – скорость, вектор
5. степень деловой активности – заполненость хозяйственного портфеля фирмы число и размер заказов, объем и динамика сделок.
6. уровень устойчивости – колеблемости параметров рынка в динамике, пространстве (географическое, экономическое)
7. уровень рыночного риска
8. сила и размах конкурентной борьбы (определяет число конкурентов, их развитие)
9. цикличность рынка – положение рынка в определенной стадии экономического или сезонного цикла.
10. средняя норма прибыли
Кроме названных рыночных показателей анализируется рыночные индикаторы. Индикатор рынка – это показатель позволяющий единолично или в комбинации с другими показателями отразить рыночную ситуацию. К рыночным индикатором относят: поступление товара (объем производства), продажа товаров, товарные запасы, цена, прибыль. Часто рыночными индикаторами выступают нестатичные показатели, а темпы их роста.
II. Анализ рынка конъюнктуры начинают с характеристики типа рынков. Тип рынка определяется:
1). Степенью его сбалансированности
2). Назначением использовании конечного товара
3). Интенсивностью конкуренции и другие (см. табл. 1).
Таблица 1
Классификация товарных рынков
Признак классификации |
Тип рынка |
1. Степень и характер сбалансированности рынка |
1). Рынок продавца 2). Рынок покупателя |
2. Степень и виды конкуренции |
1). Рынок совершенной (чистой) конкуренции 2). Рынок монополистической конкуренции 3). Олигополистическая конкуренция 4). Чистая монополия |
3. Территориальный уровень |
1). Локальный рынок 2). Региональный рынок 3). Федеральный рынок 4). Мировой рынок |
4. Классификация товаров на рынке |
1). Рынок товаров производственного назначения 2). Рынок услуг производственного назначения 3). Рынок товаров потребительского назначения 4). Рынок услуг потребительского назначения |
5. Место рынка в системе товародвижения |
1). Оптовый рынок 2). Мелкооптовый рынок 3). Розничный (потребительский) 4). Мелкорозничный рынок |
6. Качественная оценка рынка |
1). Потенциальный рынок 2). Фактически функционирующий рынок 3). Освоенный |
7. Организационная оценка рынка |
1). Открытый рынок 2). Закрытый рынок |
8. Степень организованного рынка |
1). Организованный рынок 2). Стихийный рынок |
9. Конъюнктурная оценка рынка |
1). Развивающийся рынок 2). Сокращающийся рынок 3). Колебсирующийся рынок – катастрофически быстро сокращается |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.