99. Продукция индустрии информации, особенности ее важнейших видов как товара и объекта маркетинга.
- Средства вычислительной техники и связи
- Программные продукты и информационные системы
- Услуги, связанные с обеспечением функционирования СВТ и С, а также ПО у пользователей, обслуживание и ремонт СВТ, сопровождение ПО, обучение пользователей, лизинг, страхование оборудование и т.д.
- Услуги по информационному обслуживанию пользователей (обработка данных на ВЦ, услуги на основе БД, услуги электронной почты и др.)
- Другие виды информационных услуг: библиография, переводы, реферативные сборники, обеспечение безопасности данных и др.
Общие особенности:
- информационные продукты и технологии (ИПТ) относятся к группе наукоемких развивающихся товаров
- ИПТ могут выступать как объектами маркетинга, так и инструментами в маркетинговой деятельности
- Остро стоит вопрос авторского права, его законодательного обеспечения и борьбы с пиратским копированием образцов
- Некоторые классы изделий и технологий относятся к области военно-стратегических интересов стран и регулируются и охраняются соответствующим образом
- По отношению к информационному сектору возможны различного рода диверсии (вирусы и т.п.)
- Рынок в информационной сфере носит глобальный общепланетарный характер
- Рынок относительно молод
Особенности СВТ и С:
- наукоемкая продукция
- высок уровень кооперации, в том числе международной, что возможно при высоком уровне стандартизации и унификации основных решений
- большинство СВТ комплектуется при продаже «под заказ»
- СВТ требуют специализир. техн. обслуживания и ремонта, но эксплуатируются пользователя- не профессионалами в области СВТ
- Поставка СВТ обычно производится с обязательным минимумом ПО
- Основные схемные и конструктивные решения СВТ часто трудно защитить патентами.
2 группы потребителей:
- потребители в госуд. и крупных фирмах, для которых важна высокая надежность- дорогие модели
- потребители в большинстве малых фирм и частные пользователи- более дешевые
СВТиС по характеру использования относятся к основным средствам предприятий.
- ПИ- программа на техническом носителе и комплект эксплуатационной документации, необходимой для успешного применения этой программы любым пользователем.
- ПИ- продукт творческого труда, на который распространяется действие законодательства об охране авторского права и интеллектуальной собственности
- Затраты на создание копий ПИ ниже затрат на создание эталонного экземпляра
- Сложные ПИ требуют выполнения комплекса работ по их сопровождению
- Большинство ПИ предназначены для решения тех или иных проблем, обеспечивая получение эффекта
Важен учет влияния зарубежных поставщиков- это основная часть системного и инструментального ПО. А прикладные ПИ у отечественных разработчиков.
Типичные группы пользователей:
- государственные структуры- часто заказчики крупных разработок ПО
- крупные гос.предприятия – ориентируются на рекомендации коллег
- малые и средние предприятия- предпочитают типовые ПИ
- фирмы, специализирующиеся в области проектирования прикладного ПО и ИС- приобретают системное и инструментальное ПО
- учебные заведения- обучающие системы, системное и инструментальное ПО
- частные пользователи- часто пиратские копии
Особенности информации:
- может выступатьв качестве исходного сырья, так и в качестве продукта обработки
- ценность определяется ее содержанием и актуальностью
- защищается авторским правом
- трудоемкость сбора и обработки несопоставимы с трудоемкостью копирования
- данные могут носить закрытый для несанкционированного доступа характер
Особенности услуг:
- деятельность по оказанию услуг создает такие потребительные стоимости, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы (кроме разработки программы по заказу)
- услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению: предполагают прямой контакт производителя и потребителя и качество услуги трудно оценить до ее предоставления
- торговля услугами часто взаимосвязана с торговлей товарами и влияет на нее
- защищена от иностранной конкуренции
- в меньшей степени пригодны для внешней торговли
- 2 группы:
o направлены на поддержание работоспособности отрасли (ремонт СВТ, сопровождение ПО)
o на удовлетворение потребностей конечный пользователей (обработка данных, создание БД)
- базируются на наукоемких технологических процессах
- требуют высокого уровня технической оснащенности
- невозможны без участия специалистов высокой квалификации
- часто требуют высоких затрат
проблемы их учета и получения оплаты от потребителя услуг, проблемы борьбы с нарушителями
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.