Социальная значимость. Социальные программы поведения усваиваются человеком в процессе обучения при общении с другими людьми. Чем выше контраст обучающего воздействия относительно привычного состояния учащегося, тем больше его система адаптации выделяет энергии для мобилизации организма, чтобы обработать это воздействие. Насколько пришлось мобилизовать организм, система адаптации информирует Разум сигналами обратной связи, которые проявляются у человека в виде эмоций. Поэтому чем выше эмоциональные переживания, сопровождающие процесс обучения, тем выше значимость усваиваемой в этот момент программы поведения и, следовательно, тем больше вероятность, что эту программу Разум выберет в качестве ведущего паттерна.
Генетическая приоритетность. Важнейшими задачами Разума является борьба за выживание как самого человека в физическом и социальном мире, так и сохранение популяции. Поэтому генетические программы выживания имеют приоритет в использовании. Рассмотрит некоторые из них.
Для ориентации в окружающем физическом и социальном мире Разум создает Модель Реальности – образцовую модель действительности, относительно которой он осуществляет все процессы измерения [24]. Модель Реальности, формируемая в организме человека, должна быть адекватна окружающей действительности. Если эта Модель не согласуется с реальностью, то Разум вынужден в первую очередь устранить это рассогласование. Все остальные цели и намерения отступают на задний план.
Приоритетной задачей Разума является также сохранение постоянства внутренней среды тела человека. Работа функциональных органов, таких как желудочно-кишечный тракт, иммунная система и др., невозможна без участия множества различного вида микробов и вирусов. Пока организм силен, микробы выполняют требуемые от них функции. Но стоит человеку немного ослабнуть вследствие перенесенного стресса или перемены климата, микробы и вирусы тут же начинают активно размножаться и отравляют внутреннюю среду организма. В этом случае Разум откладывает все текущие задачи и разворачивает мероприятия по подавлению «восстания» микроорганизмов (поднимает температуру тела, включает воспалительные реакции, активизирует иммунную систему и т.п.).
Первостепенной задачей Разума является также обеспечение лучшего положения человека в социуме. Чем выше положение человека в иерархии социальных отношений, тем больше его ареал обитания, лучше жизнеобеспечение, выше вероятность оставить после себя потомство и защититься от поражающих факторов. Наилучшие условия для выживания имеет лидер. Ни в одной социальной группе не может быть двух лидеров. Между претендентами на лидерство идет борьба не на жизнь, а на смерть и заканчивается она только тогда, когда один из них либо уйдет, либо смирится с положением подчиненного.
В первичных социальных группах – в семьях – такую борьбу ведут между собой близкие по возрасту дети, свекровь и невестка, теща и зять, муж и жена, родители и взрослые дети. Причем, их Разум, решая эту задачу, использует не только генетические паттерны. Он выдает соответствующую мотивацию Сознанию, как победить конкурента с помощью речи. Поэтому свекровь, отстаивая свое положение лидера в семье, будет говорить, что невестка не умеет готовить, не знает, что нужно сыну, ленивая и т.п. Мать, заставляя взрослого сына подчиняться ей, требует говорить, куда и с кем он идет, когда вернется домой и т.п., мотивируя это большой тревогой за сына. «Я же волнуюсь! Я должна знать!». О том, что это борьба жестокая и на полевом уровне кровопролитная, свидетельствуют оставляемые после нее на всю жизнь психические незаживающие раны – глубокие и болезненные обиды.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.