Методические рекомендации по решению задач
по теме «Статистика товарооборота»
дисциплины «Статистика торговли»
1. Основные категории товарооборота, звенность товародвижения.
Товарооборот – процесс движения товаров от одного владельца к другому с помощью актов купли-продажи.
Товарооборот измеряется в натуральном и стоимостном выражении и представляет собой объем продаж товаров экономического субъекта.
Стоимостной объем товарооборота (О) по одному товару представляет собой произведение цены единицы товара (р) и количества проданного товара (q):
О=p´q (1.1)
Тогда по совокупности различных товаров стоимостной объем товарооборота можно представить:
(1.2)
В зависимости от того, кто является продавцом, выделяют следующие категории товарооборота:
- товарооборот производителей (ОП) – объем произведенных товаров, вовлеченных в сферу товарного обращения, и реализуемых самими производителями товаров;
- посреднический товарооборот (ПО) – объем продаж торговых посредников, перепродающих товары.
В зависимости от того, кто является покупателем, выделяют:
- розничный товарооборот (РО) – продажа товаров конечным потребителям (населению);
- оптовый товарооборот (ОО) – продажа товаров торговым организациям для дальнейшей перепродажи, а также организованным потребителям (организациям и физическим лицам) для использования товаров в экономической деятельности.
Валовой товарооборот (ВО)– сумма всех актов купли-продажи:
ВО = ОП + ПО = РО +ОО (1)
Сумма конечных продаж за пределы торговой системы представляет собой чистый товарооборот (ЧО), рассчитываемый двумя способами:
1) ЧО=ВО-ООвнутри торговой системы (2)
2) ЧО=РО+ООза пределы торговой системы (3)
Коэффициент звенности представляет собой отношение валового товарооборота к чистому товарообороту. Он характеризует участие в торговом процессе посредников и показывает, сколько раз в среднем были проданы товары в процессе их движения по торговой системе.
Пример 1. Данные об объемах продаж сахара торговых организаций городского поселка приведены в таблице 1:
Таблица 1. Оптовые и розничные продажи сахара четырех торговых организаций городского поселка за отчетный год, кг
Показатель |
Торговые организации |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Оптовые продажи, всего |
2000 |
1000 |
500 |
- |
в том числе продано |
||||
другим организациям своего городского поселка |
1600 |
1000 |
200 |
- |
организациям других населенных пунктов |
400 |
- |
300 |
- |
Розничные продажи |
- |
2500 |
1000 |
2400 |
В целом по городскому поселку определить: 1) валовой и чистый товарооборот сахара; 2) коэффициент звенности товародвижения.
В данном случае торговая система – это совокупность 4-х торговых организаций городского поселка. Валовой товарооборот определяем как сумму оптовых и розничных продаж всех организаций поселка:
ВО=ОО+РО=(2000+1000+500)+(2500+1000+2400)=3500+5900=9400 кг
Чистый товарооборот можно определить двумя способами: во-первых, как разность между валовым товарооборотом и оптовыми продажами организациям городского поселка (ООг.п.), во-вторых, как сумму розничного товарооборота и оптовых продаж организациям других населенных пунктов (ООдр.н.п.):
1) ЧО=ВО-ООг.п.=9400-(1600+1000+200)=9400-2800=6600 кг
2) ЧО=РО+ООдр.н.п.=5900+(400+300)=5900+700=6600 кг
Коэффициент звенности будет равен:
Это значит, что в городском поселке сахар продавался в среднем 1,424 раза.
2. Статистический анализ динамики и равномерности оптовых поставок товаров.
Оптовый товарооборот – продажа товаров несобственного производства без их видоизменения юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям с целью их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.
Для анализа динамики оптового товарооборота используется система взаимосвязанных агрегатных индексов:
Iрq = Ip´Iq (4)
или
(5)
где Iрq – общий (агрегатный) индекс товарооборота в фактических (текущих ценах), характеризующий общее относительное изменение товарооборота как за счет динамики цен, так и за счет изменения физического объема проданных товаров;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.