Основные категории товарооборота, звенность товародвижения. Коэффициент звенности, страница 5

 - средний за весь период объем одной поставки:

n – число поставок.

коэффициент равномерности поставок:

Кр = 100 – V                                                                                                           (15)

С ростом коэффициента равномерности и снижением коэффициента вариации, равномерность поставки возрастает, т.е. уменьшаются количественные различия между объемами поставок.

Пример 3. Имеются данные об еженедельных оптовых поставках мясопродуктов двумя поставщиками:


Таблица 4. Поставки мясопродуктов организациями торга магазинам торговой сети за месяц, тонн

Неделя месяца

Поставка товара нарастающим итогом с начала месяца

I поставщик

II поставщик

1

12

20

2

24

34

3

35

48

4

48

60

Определить по каждому поставщику: 1) объем поставки за каждую неделю без нарастающего итога; 2) средний еженедельный объем поставки; 3) коэффициент вариации и коэффициент равномерности поставки.

Сделать выводы.

Решение. По условию задачи объемы поставок приведены нарастающим итогом, т.е. каждая последующая поставка включает все предыдущие поставки. Поэтому определим объем поставки за каждую неделю без нарастающего итога, отнимая от объема каждой поставки с начала месяца предыдущий объем поставки с начала месяца. Расчет среднего объема поставки на основе рассчитанных объемов поставки без нарастающего итога, а также суммы квадратов отклонений поставок от их среднего объема представим в расчетной таблице:

Таблица 5. Расчетные данные для определения показателей равномерности поставок мясопродуктов двумя поставщиками магазинам торговой сети за месяц

Неделя месяца

Поставка товара без нарастающего итога за неделю (xi)

Отклонение поставки от среднего объема поставки ()

Квадрат отклонения фактической поставки от средней ()2

I поставщик

II поставщик

I поставщик

II поставщик

I поставщик

II поставщик

1

12

20

0

5

0

25

2

12

14

0

-1

0

1

3

11

14

-1

-1

1

1

4

13

12

1

-3

1

9

Итого

48

60

х

х

2

36

Средний объем поставки определяется:

I поставщик:

II поставщик:

       Среднеквадратическое отклонение фактического объема поставки от среднего объема поставки будет равно:

I поставщик:    

II поставщик:        

       Коэффициент вариации поставки рассчитывается следующим образом:

I поставщик:

II поставщик:    

       Коэффициент равномерности поставок будет равен:

I поставщик:

II поставщик:          

Так как значение коэффициента равномерности поставок по первому поставщику превышает значение этого показателя по второму поставщику, то, следовательно, первый поставщик в течение отчетного месяца осуществлял поставки более равномерно, чем второй поставщик.

3. Статистика розничного товарооборота.

Розничный товарооборот – это продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также в неторговых организациях. Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, включая налог на добавленную стоимость и налог с продаж по моменту фактического отпуска товара покупателю. Выделяют розничный товарооборот торговли и розничный товарооборот общественного питания.