Методика обучения чтению
I. Структура чтения как вида речевой деятельности.
а) Суть чтения как вида РД
Чтение-это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму обучения.
Чтение относится к рецептивным видам РД, поскольку оно связано с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками.
В чтении выделяют:
1) содержательный план (то есть о чём текст) в котором результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного;
2) процессуальный план (как прочитать и озвучить текст), результатом является сам процесс чтения (а именно):
---соотнесение графем с фонемами
---становление целостных приёмов узнавания графических знаков
---формирование внутреннего речевого слуха
---перевод во внутрь внешнего проговаривания
---сокращение внутреннего проговаривания
---установление непосредственной связи между “семантическим” и “графическим” комплексами.
Всё перечисленное выше находит выражение в чтении вслух и чтении про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим обхватом содержания.
б) Структура чтения как деятельности
В структуре чтения можно выделить:
---мотив – общение или коммуникация с помощью печатного слова
---цель - получение информации по этому вопросу ,который интересует читающего
---условия - овладение графической системой языка и приёмами извлечения информации
---результат - понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.
в) Связь чтения с другими видами РД
1) Чтение-Письмо. И чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении ин.яз. необходимо учитывать и развивать эти виды РД во взаимосвязи, особенно на начальном этапе.
2) Чтение-аудирование. В основе того и другого лежит перцептивно-мыс-лительная деятельность, связанная с восприятием (рецепцией), анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий – написанную. При чтении, так же как и при аудировании, имеет большое значение вероятностное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне.
3) Чтение-говорение: громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой “контролируемое говорение”. Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.
II.Содержание о бучения чтению
Стр.182 (таблица) Г.В.Рогова «Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях» 2000 год.
III.Технология (т.е как учить) обучения чтению на начальном этапе
На начальном этапе закладываются основы этого важного ВРД. На первом году обучения учащиеся должны:
---овладеть буквами алфавита англ.яз.
---уметь читать слова, сочетания слов, что позволит им уметь читать вслух с правильным делением фраз на смысловые группы и с полным пониманием впервые предъявляемые тексты, построенные на усвоенном программном языковом материале
---усвоить звуко-буквенные соответствия.
На втором году несколько усложняются требования к чтению:
---допускается 2% незнакомых слов, поясняемых в материалах справочного характера (сноски, словарь учебника) или понимаемых по догадке.
---указывается также скорость чтения вслух (не менее 250 печатных знаков в минуту).
Трудности овладения чтением учащихся
1) трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями англ.яз.:
---орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем (фонема-единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются морфемы и тем самым слова).
---трудности, существующие между алфавитами в англ. и русск. яз. (из 26 пар англ. букв заглавных и строчных) только 4 можно считать похожими на соответствующие буквы русск. алфавита по значению и форме – это К к М Т;
31 буква полностью новые для учащихся:
Bb Dd Ff Gg Hh I l Jj V N Q q R r Ss Tt Uu Ww Zz
Буквы Aa Bb Cc Ee Hh Oo Pp Yy Xx имеют место и в этом, и в другом языке, но читаются по-разному. Следовательно, самыми трудными являются именно они.
---трудности, связанные с чтением гласных, сочетанием гласных, и некоторых согласных, читающихся по – разному в зависимости от положения в словах (Man- name, window-down)
--- трудности извлечения информации из предложения или абзаца на основе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.