ПРАКТИЧЕСКОЕЗАНЯТИЕ№1
ПРОБЛЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯЧто должен знать и уметь учащийся средней школы, чтобы овладеть общением на иностранном языке
Содержание обучения иностранным языкам составляют:
а) сферы общения, на основе которых ведется обучение устной ре-
чи и чтению, и их предметно-тематическое содержание;
б) языковой (фонетический, лексический, грамматический) материал; в) навыки и умения устной речи, чтения и письма; г) тексты как образцы устной и письменной речи.
Сфера общения — совокупность коммуникативных ситуаций, характеризующаяся однотипностью речевых потребностей человека, отношений между собеседниками и обстановки (В. Л. Скалкин).
Знания (в методике обучения иностранным языкам) — осознание системы языка и правил пользования этой системой в практической деятельности.
Язык — система фонетических, лексических и грамматических явлений, выступающих средством общения людей.
Речь — способ формирования и формулирования мысли посредством языка (И. А. Зимняя).
Речевая деятельность (РД) — целенаправленная и мотивированная деятельность человека, использующего язык в процессе взаимодействия с другими людьми для порождения (говорение, письмо) и/или восприятия (слушание, чтение) сообщения.
Навык — действие с языковым явлением, доведенное до автоматизма в результате выполнения упражнений.
Умение — способность осуществлять речевую деятельность (слушание, говорение, чтение и письмо) на основе приобретенных знаний и навыков в условиях иноязычного общения.
Методические принципы — исходные положения, обусловливающие стратегию обучения иностранному языку.
1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Цели обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.
2. Содержание обучения иностранным языкам в средней школе.
3. Анализ структуры и содержания программы но ИЯ для общеобразовательной школы:
а) структура программы; б) цели и задачи обучения; в) требования к владению видами речевой деятельности на ИЯ:
— восприятие речи на слух;
— говорение;
— чтение; — письмо; г) требования к владению языковым материалом:
— фонетика;
— лексика;
— грамматика.
1. Проанализируйте предлагаемые в рекомендованной литературе различные методические подходы к определению целей и содержания обучения иностранным языкам и сопоставьте их.
2. Изучите объяснительную записку к школьным программам по ИЯ и определите основные требования к владению видами речевой деятельности и языковым материалом.
3. Проанализируйте сферы общения и их предметно-тематическое содержание на различных этапах обучения в средней школе.
4. Определите критерии, по которым усложняются программные требования к языковому материалу и видам речевой деятельности от класса к классу.
Проведите сопоставительный анализ предметно-тематического содержания обучения иностранным языкам на различных этапах средней школы (см. Программу).
Проанализировав содержание программы по иностранным языкам, выпишите требования к владению учащимися языковым материалом и видами речевой деятельности в 4-м и 12-м классах.
Цели и содержание обучения ИЯ
Подходы |
Цели |
Содержание |
I. Традиционный в отечественной методике (Л.В.Щерба, И.В.Рахманов, А.А.Миролюбо в, Г.В. Рогова и др.) |
1) практические; 2) (обще)образоват ельные; 3) воспитательные: 4) развивающие |
1) Лингвистический компонент: • языковой материал (фонетический, лексический, грамматический): • речевой материал (ситуативно-тематически обусловленные образны речевых высказываний разной протяженности). Отбор осуществляется исходя из сфер/потребностей общения. 2) Психологический компонент: • речевые навыки и умения, обеспечивающие использование изучаемого языка в целях общения. 3) Методический компонент: • рациональные приемы учебно-познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы. |
II. По документам Совета Европы |
Формирование коммуникативной компетенции (в единстве ее составляющих) |
1) лингвистическая компетенция (овладение языковыми знаниями и "соответствующими им навыками (фонетическими, лексическими, грам- 2) матическимисоциолингвистическая)); компетенция (способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуацией общения и речевым партнером); 3) социокультурная компетенция (способность к ведению диалога культур, знание социального контекста, в котором функционирует язык); 4) дискурсивная компетенция (способность достигать связности от- дельных высказываний в коммуникативных актах и воспринимать |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.