результате педагогических исследований были выделены следующие формы применения компьютера в обучении: инструментальное средство, репетитор, устройство для моделирования, квазипреподаватель, провайдер [генративное, 14].
Компьютер как устройство для моделирования представляет среду для изучения объекта, процесса, явления, предметной ситуации. Однако такие программы не предусматривают автоматизированный оценочный компонент, а значит непосредственно для повышения качества оценочной деятельности их применение нецелесообразно.
Исключив применение компьютера как устройство для моделирования, в оценивании получаем следующие формы применения компьютера для повышения качества оценочной деятельности:
Применение компьютера в оценочной деятельности |
|||||||||||||||
Обучение, реализуемое с помощью компьютера |
Компьютерная поддержка традиционного обучения |
||||||||||||||
Квазипреподаватель |
Репетитор |
Инструментальное средство |
Провайдер |
||||||||||||
Тренажер |
Программы-тесты |
Контролирующие программы |
АОС |
Экспертная система |
Электронный учебник |
Интеллектуальные обучающие системы |
База знаний |
База данных |
Электронный справочник |
Специализированные пакеты |
Поисковая система |
Сайт |
Чат |
Электронная конференция |
Электронная почта |
Педагогические программные средства (ППС), объединенные под названием квазипреподаватель, являются одноцелевыми, в данном случае выполняют исключительно оценочную функцию. В то же время эти программы включают в себя все четыре элемента процессуального этапа оценочной деятельности: объект оценки, критерий, процесс сравнения, отображение результата. Тренажеры служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач [Демушкин, 19]. Кроме тренировки на различных уровнях самостоятельности, контроля и самоконтроля они обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, а значит, выполняют не только контролирующую, но и корректирующую функцию. Соответственно, применение тренажера целесообразно в текущем контроле.
Контролирующие программы (КП) – программные средства, предназначенные для оценки качества знаний. КП должна предоставлять возможность ввода ответа в форме, максимально приближенно к общепринятой, обеспечивать фиксацию результатов контроля, сбор и статистический анализ [Хуторской, 474]. Указанные свойства незаменимы для периодического и итогового контроля, а наличие статистического анализа позволяет передать компьютеру рутинные операции в контрольно-корректирующем этапе оценочной деятельности.
Выделение программ-тестов в отдельную от контролирующих программ форму применения компьютера обусловлено стремлением подчеркнуть специфическую функцию этих программ – определение уровня знаний, умений или уровня развития учащегося в данный момент времени. Программы-тесты применяются на предварительном контроле.
Принципиальное отличие репетитора от квазипреподавателя в его многоцелевом (комплексном) назначении. Такие программы позволяют пройти курс (раздел курса) под непосредственным компьютерным контролем. Отличие программного обеспечения в этой группе – в разнообразном предоставлении учебного материала, в оценочной деятельности преподавателя они выполняют корректирующую функцию и используются только в текущем контроле. Электронный учебник – «обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и информационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи» [Зайнутдинова Л.Х.]. В некоторых источниках понятия «электронный учебник» и «автоматизированная обучающая система» (АОС) тождественны [Вишневская, Хуторской, Демушкин]. Однако ряд исследователей подразумевают под АОС программы, учебное содержание которых разрабатывается преподавателем в рамках единых авторских средств подготовки учебного материала с единым интерфейсом.
Привлечение идей искусственного интеллекта позволило ученым выйти на системы высочайшего уровня, позволяющие не только учитывать правильность ответа, но и оценивать способ решения. Так появились адаптивные гипермедиасистемы.
Инструментальные средства предназначены для хранения и предъявления разнообразной учебной информации справочного содержания. Для них характерны иерархическая организация материала и быстрый поиск информации по различным признакам или контексту. Использование базы данных для оценочной деятельности является универсальным и используется на всех ее этапах. Для планирующего этапа возможно создание сводной таблицы деятельности учащихся, описание вида деятельности и его содержания по уровням, что позволяет автоматизировать обучающую, управляющую и мотивационную функции оценочной деятельности. На процессуальном этапе использование базы данных целесообразно для составления критериев для пооперационного контроля и фиксирование результатов оценивания, что будет способствовать формированию самооценки учащихся (развивающая функция). На контрольно-корректирующем этапе данное программное обеспечение позволяет осуществить «петлю качества», которая предполагает связь между следующими основными процесса: оценка – программа улучшения – реализация – оценка.
Базы знаний – хранение и предъявление информации в формате гипертекста. Базы знаний необходимы для хранения учебного материала в виде модулей, позволяющих реализовать максимальную корреляцию между содержанием программного материала и его контролем (Желаемое соответствие между содержанием программы и способом оценивания студенческих достижений в американской научной литературе называется регулированием учебного плана [curriculum alignment] [Duke,124]).
Специализированные пакеты необходимы для автоматизации рутинных вычислений, оформления документации. Текстовые, графические редакторы необходимы на любом этапе деятельности преподавателя.
В последние десятилетия получило распространение такая форма применения компьютера, как провайдер, предлагающий доступ к огромным отдаленным объемам информации. Его использование в оценочной деятельности необходимо в режиме
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.