Компьютерные обучающие средства, специально создаваемые в целях обучения

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

результате педагогических исследований были выделены следующие формы применения компьютера в обучении: инструментальное средство, репетитор, устройство для моделирования, квазипреподаватель, провайдер [генративное, 14].

Компьютер как устройство для моделирования представляет среду для изучения объекта, процесса, явления, предметной ситуации. Однако такие программы не предусматривают автоматизированный оценочный компонент, а значит непосредственно для повышения качества оценочной деятельности их применение нецелесообразно.

Исключив применение компьютера как устройство для моделирования, в оценивании получаем следующие формы применения компьютера для повышения качества оценочной деятельности:

Применение компьютера в оценочной деятельности

Обучение, реализуемое с помощью компьютера

Компьютерная поддержка традиционного обучения

Квазипреподаватель

Репетитор

Инструментальное средство

Провайдер

Тренажер

Программы-тесты

Контролирующие программы

АОС

Экспертная система

Электронный учебник

Интеллектуальные обучающие системы

База знаний

База данных

Электронный справочник

Специализированные пакеты

Поисковая система

Сайт

Чат

Электронная конференция

Электронная почта

Педагогические программные средства (ППС), объединенные под названием квазипреподаватель, являются одноцелевыми, в данном случае выполняют исключительно оценочную функцию. В то же время эти программы включают в себя все четыре элемента процессуального этапа оценочной деятельности: объект оценки, критерий, процесс сравнения, отображение результата. Тренажеры служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач [Демушкин, 19]. Кроме тренировки на различных уровнях самостоятельности, контроля и самоконтроля они обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, а значит, выполняют не только контролирующую, но и корректирующую функцию. Соответственно, применение тренажера целесообразно в текущем контроле.

Контролирующие программы (КП) – программные средства, предназначенные для оценки качества знаний. КП должна предоставлять возможность ввода ответа в форме, максимально приближенно к общепринятой, обеспечивать фиксацию результатов контроля, сбор и статистический анализ [Хуторской, 474]. Указанные свойства незаменимы для периодического и итогового контроля, а наличие статистического анализа позволяет передать компьютеру рутинные операции в контрольно-корректирующем этапе оценочной деятельности.

Выделение программ-тестов в отдельную от контролирующих программ форму применения компьютера обусловлено стремлением подчеркнуть специфическую функцию этих программ – определение уровня знаний, умений или уровня развития учащегося в данный момент времени. Программы-тесты применяются на предварительном контроле.

Принципиальное отличие репетитора от квазипреподавателя в его многоцелевом (комплексном) назначении. Такие программы позволяют пройти курс (раздел курса) под непосредственным компьютерным контролем. Отличие программного обеспечения в этой группе – в разнообразном предоставлении учебного материала, в оценочной деятельности преподавателя они выполняют корректирующую функцию и используются только в текущем контроле. Электронный учебник – «обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и информационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи» [Зайнутдинова Л.Х.]. В некоторых источниках понятия «электронный учебник» и «автоматизированная обучающая система» (АОС) тождественны [Вишневская, Хуторской, Демушкин].  Однако ряд исследователей подразумевают под АОС программы, учебное содержание которых разрабатывается преподавателем в рамках единых авторских средств подготовки учебного материала с единым интерфейсом.

Привлечение идей искусственного интеллекта позволило ученым выйти на системы высочайшего уровня, позволяющие не только учитывать правильность ответа, но и оценивать способ решения. Так появились адаптивные гипермедиасистемы.    

Инструментальные средства предназначены для хранения и предъявления разнообразной учебной информации справочного содержания. Для них характерны иерархическая организация материала и быстрый поиск информации по различным признакам или контексту.  Использование базы данных для оценочной деятельности является универсальным и используется на всех ее этапах. Для планирующего этапа возможно создание сводной таблицы деятельности учащихся, описание вида деятельности и его содержания по уровням, что позволяет автоматизировать обучающую, управляющую и мотивационную функции оценочной деятельности. На процессуальном этапе использование базы данных целесообразно для составления критериев для пооперационного контроля и фиксирование результатов оценивания, что будет способствовать формированию самооценки учащихся (развивающая функция). На контрольно-корректирующем этапе данное программное обеспечение позволяет осуществить «петлю качества», которая предполагает связь между следующими основными процесса: оценка – программа улучшения – реализация – оценка. 

Базы знаний – хранение и предъявление информации в формате гипертекста. Базы знаний необходимы для хранения учебного материала в виде модулей, позволяющих реализовать максимальную корреляцию между содержанием программного материала и его контролем (Желаемое соответствие между содержанием программы и способом оценивания студенческих достижений в американской научной литературе называется регулированием учебного плана [curriculum alignment] [Duke,124]).

Специализированные пакеты необходимы для автоматизации рутинных вычислений, оформления документации. Текстовые, графические редакторы необходимы на любом этапе деятельности преподавателя.

В последние десятилетия получило распространение такая форма применения компьютера, как провайдер, предлагающий доступ к огромным отдаленным объемам информации.  Его использование в оценочной деятельности необходимо в режиме

Похожие материалы

Информация о работе