д) одинаковость формы величины подмышечных складок слева и справа;
е) отклонения позвоночника от средней линии вправо и влево;
ж) наличие реберного выбухания и мышечного валика визуально и пальпаторно;
з) наличие асимметрии в высоте костей таза;
и) форма нижних конечностей;
к) степень развития мускулатуры;
л) симметричность подъягодичных складок и подколенных ямок.
Дефекты осанки могут наблюдаться в сагиттальной и фронтальной плоскостях;
Практические рекомендации
1. Повысить ответственность и контроль школьного врача за качеством физического развития школьников.
2. Не допускать проведения уроков физкультуры работниками, не имеющими специального образования.
3. В программы уроков физкультуры ввести упражнения корригирующей гимнастики.
4. Вторую часть урока физкультуры в начальных классах обязательно проводить на свежем воздухе в подвижных играх.
5. Повысить требования к директорам школ, педагогам и школьным врачам в соблюдении элементарных правил школьной гигиены: соответствие размеров парт росту учащихся, качественная вентиляция классных комнат, правильная организация проведения перемен, нормальное освещение рабочего места, контроль за правильной посадкой учащихся и др.
6. Вменить в обязанность школьных врачей применения комплекса профилактических и лечебных мероприятий по борьбе с нарушением осанки в условиях массовой школы.
7. Руководящим органам здравоохранения повысить контроль за проведением всех мероприятий, направленных на улучшение физического воспитания и формирования правильной осанки школьников, оказывать помощь и содействие в проведении соответствующих мероприятий.
Выводы
1. В определении видов осанки у детей, помимо описательных признаков, важное значение имеет глубина местного поясничного изгибов позвоночника и величина расстояния между лопатками.
2. Причиной нарушения осанки и искривлений позвоночника являются многочисленные факторы эндо- и экзогенного характера в их совокупности и сложной взаимозависимости. Решающим фактором в возникновении дефектов осанки и искривлений позвоночника является воздействие неблагоприятных факторов внешней среды (нерациональный режим, неправильные статические позы). Значительную роль играют перенесенные заболевания и неудовлетворительное физическое воспитание, ослабляющее общее состояние и физическое развитие ребенка и понижающее сопротивляемость его организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
3. Дефекты осанки и искривления позвоночника появляются у детей в дошкольном возрасте. Неблагоприятное воздействие условий школьной жизни способствует также к развитию отклонений в осанке и усугубляют имеющиеся дефекты.
4. Школьники с дефектами осанки и сколиозом страдают снижением экскурсии грудной клетки и жизненной емкости легких.
5. Опыт работы показывает, что в условиях школы можно организовать массовые мероприятия по профилактике и лечению начальных форм нарушений осанки и искривлений позвоночника.
6. Наибольший эффект достигается при организации комплекса профилактических и лечебных мероприятий, направленных на общее оздоровление организма детей и нормализацию условий внешней среды как дома, так и в школе.
7. Важным моментом является улучшение качества физического воспитания и введение упражнений корригирующей гимнастики в программу уроков физической культуры.
8. Комплекс профилактических и лечебных мероприятий оказывает благоприятное влияние на общее состояние, физическое развитие и снижение заболеваемости детей.
9. Организация комплекса профилактических и лечебных мероприятий в борьбе с нарушениями осанки и сколиозами у школьников возможна в каждой школе при активной деятельности школьного врача, участии дирекции, коллектива преподавателей школ и родителей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.