Методы оценки эффективности физической реабилитации при нифотической осанке, страница 6

д) одинаковость формы величины подмышечных складок слева и справа;

е) отклонения позвоночника от средней линии вправо и влево;

ж) наличие реберного выбухания и мышечного валика визуально и пальпаторно;

з) наличие асимметрии в высоте костей таза;

и) форма нижних конечностей;

к) степень развития мускулатуры;

л) симметричность подъягодичных складок и подколенных ямок.

Дефекты осанки могут наблюдаться в сагиттальной и фронтальной плоскостях;

Практические рекомендации

1. Повысить ответственность и контроль школьного врача за качеством физического развития школьников.

2. Не допускать проведения уроков физкультуры работниками, не имеющими специального образования.

3. В программы уроков физкультуры ввести упражнения корригирующей гимнастики.

4. Вторую часть урока физкультуры в начальных классах обязательно проводить на свежем воздухе в подвижных играх.

5. Повысить требования к директорам школ, педагогам и школьным врачам  в соблюдении элементарных правил школьной гигиены: соответствие размеров парт росту учащихся, качественная вентиляция классных комнат, правильная организация проведения перемен, нормальное освещение рабочего места, контроль за правильной посадкой учащихся и др.

6. Вменить в обязанность школьных врачей применения комплекса профилактических  и лечебных мероприятий по борьбе с нарушением осанки в условиях массовой школы.

7. Руководящим органам здравоохранения повысить контроль за проведением всех мероприятий, направленных на улучшение физического воспитания и формирования правильной осанки школьников, оказывать помощь и содействие в проведении соответствующих мероприятий.

Выводы

1. В определении видов осанки у детей, помимо описательных признаков, важное значение имеет глубина местного поясничного изгибов позвоночника и величина расстояния между лопатками.

2. Причиной нарушения осанки и искривлений позвоночника являются многочисленные факторы эндо- и экзогенного характера в их совокупности и сложной взаимозависимости. Решающим фактором в возникновении дефектов осанки и искривлений позвоночника является воздействие  неблагоприятных факторов внешней среды (нерациональный режим, неправильные статические позы). Значительную роль играют перенесенные заболевания  и неудовлетворительное физическое воспитание, ослабляющее общее состояние и физическое развитие ребенка и понижающее сопротивляемость  его организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

3. Дефекты осанки и искривления позвоночника появляются у детей в дошкольном возрасте. Неблагоприятное воздействие условий школьной жизни  способствует также к развитию отклонений в осанке и усугубляют имеющиеся дефекты.

4. Школьники с дефектами осанки и сколиозом страдают снижением экскурсии грудной клетки  и жизненной емкости легких.

5. Опыт работы показывает, что в условиях школы можно организовать массовые мероприятия по профилактике и лечению начальных форм нарушений осанки и искривлений позвоночника.

6. Наибольший эффект достигается при организации комплекса профилактических и лечебных мероприятий, направленных на общее оздоровление организма детей и нормализацию условий внешней среды как дома, так и в школе.

7. Важным моментом является улучшение качества физического воспитания и введение упражнений корригирующей гимнастики в программу уроков физической культуры.

8. Комплекс профилактических и лечебных мероприятий оказывает благоприятное влияние на общее состояние, физическое развитие и снижение заболеваемости детей.

9. Организация комплекса профилактических и лечебных мероприятий в борьбе с нарушениями осанки и сколиозами у школьников возможна в каждой школе при активной деятельности школьного врача, участии дирекции, коллектива преподавателей школ и родителей.