Сущность маркетинга, основные понятия и концепции, этапы развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральная таможенная служба

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

Кафедра управления

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

на тему: Сущность маркетинга, основные понятия и концепции, этапы развития

Дисциплина:  Маркетинг

Автор:  , к.э.н., профессор

Владивосток

2012
Тема: Сущность маркетинга, основные понятия и концепции, этапы развития

Цель занятия: Формирование у студентов системы знаний о рыночной деятельности, концепциях и этапах развития маркетинга.

Литература по теме:

а) основная:

1. Котлер,  Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер. – Новосибирск, 2009 

2. Маслова, Т.Д. Маркетинг / Т.Д. Маслова. – СПб: Питер, 2009

3. Панкрухин, А.П. Маркетинг / А.П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2009 

б) дополнительная:

1. Ибрагимов, Л.А. Инфраструктура товарного рынка: Учебное пособие, / Л.А. Ибрагимов. -  2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2008

2. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. –  пер. с англ.-12 изд .- СПб.: Питер, 2009

Краткий текст лекции

Введение

В лекции рассматриваются термины и понятия, характеризующие рыночную деятельность, концепции и этапы развития маркетинга.

Учебные вопросы

1.1. Понятие  и сущность маркетинга.

1.2. Концепции маркетинга.

1.3. Маркетинговая среда.


1.1. Понятие  и сущность маркетинга

По мере развития рыночных отношений на российских предприятиях неизбежно формируется маркетинговый подход к решению проблем управления производством и реализации товаров и услуг в интересах потребителя.

Маркетинг имеет очень емкое содержание, в связи с чем рассматривают несколько сторон его сущности:

— маркетинг, как вид деятельности, направлен на продвижение товаров от производителя к потребителю посредством обмена;

— маркетинг, как новая система взглядов на современное общество и общественное производство, в основу которой положены социально-этические и моральные нормы общения и деятельности, а также интересы потребителей и общества в целом;

— маркетинг, как научная дисциплина, система теоретических и практически знаний, разрабатываемая в основном на микроэкономическом уровне;

— маркетинг, как концепция управления деятельностью предприятия и реализацией товаров, ориентированная на производство, сбыт, рынок и потребителя;

— маркетинг, как разработка на уровне предприятий комплексных программ создания продукта, организации производства и реализации на выбранных сегментах рынка определенных товаров.

Классическое определение маркетинга:

Маркетинг - видчеловеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Определим нужду следующим образом: нужда -  чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей. Потребность ― нужда,принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Поэтому человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Запрос ― это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар ― все,что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен ― актполучения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Если обмен ― основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка. Сделка  ―  коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Понятие «сделка» непосредственно подводит к понятию «рынок». Рынок ― совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Комплекс функционирования маркетинга можно представить следующим

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Маркетинг
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
522 Kb
Скачали:
0