Федеральная таможенная служба
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
Кафедра управления
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
на тему: Сущность маркетинга, основные понятия и концепции, этапы развития
Дисциплина: Маркетинг
Автор: , к.э.н., профессор
Владивосток
2012
Тема: Сущность маркетинга, основные понятия и концепции, этапы развития
Цель занятия: Формирование у студентов системы знаний о рыночной деятельности, концепциях и этапах развития маркетинга.
Литература по теме:
а) основная:
1. Котлер, Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер. – Новосибирск, 2009
2. Маслова, Т.Д. Маркетинг / Т.Д. Маслова. – СПб: Питер, 2009
3. Панкрухин, А.П. Маркетинг / А.П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2009
б) дополнительная:
1. Ибрагимов, Л.А. Инфраструктура товарного рынка: Учебное пособие, / Л.А. Ибрагимов. - 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2008
2. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. – пер. с англ.-12 изд .- СПб.: Питер, 2009
Краткий текст лекции
Введение
В лекции рассматриваются термины и понятия, характеризующие рыночную деятельность, концепции и этапы развития маркетинга.
Учебные вопросы
1.1. Понятие и сущность маркетинга.
1.2. Концепции маркетинга.
1.3. Маркетинговая среда.
1.1. Понятие и сущность маркетинга
По мере развития рыночных отношений на российских предприятиях неизбежно формируется маркетинговый подход к решению проблем управления производством и реализации товаров и услуг в интересах потребителя.
Маркетинг имеет очень емкое содержание, в связи с чем рассматривают несколько сторон его сущности:
— маркетинг, как вид деятельности, направлен на продвижение товаров от производителя к потребителю посредством обмена;
— маркетинг, как новая система взглядов на современное общество и общественное производство, в основу которой положены социально-этические и моральные нормы общения и деятельности, а также интересы потребителей и общества в целом;
— маркетинг, как научная дисциплина, система теоретических и практически знаний, разрабатываемая в основном на микроэкономическом уровне;
— маркетинг, как концепция управления деятельностью предприятия и реализацией товаров, ориентированная на производство, сбыт, рынок и потребителя;
— маркетинг, как разработка на уровне предприятий комплексных программ создания продукта, организации производства и реализации на выбранных сегментах рынка определенных товаров.
Классическое определение маркетинга:
Маркетинг - видчеловеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Определим нужду следующим образом: нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей. Потребность ― нужда,принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Поэтому человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Запрос ― это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар ― все,что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен ― актполучения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Если обмен ― основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка. Сделка ― коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Понятие «сделка» непосредственно подводит к понятию «рынок». Рынок ― совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Комплекс функционирования маркетинга можно представить следующим
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.