Вопрос №21 – Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Направления анализа:
1) анализ формирования прибыли;
2) анализ распределения и использования прибыли;
3) выявление резервов увеличения прибыли предприятия.
Информационная база анализа:
- отчет о прибылях и убытках;
- бухгалтерский баланс;
- форма №5-З;
- счета бухгалтерского учета: 90, 91, 99, 84, 20;
- данные управленческого учета.
1.1. Анализ формирования прибыли
1.1.1. Анализ прибыли до налогообложения
Прибыль до налогообложения считается конечным показателем анализа формирования прибыли и соответственно начальным показателем анализа ее распределения и использования.
Анализ прибыли до налогообложения ведется в разрезе источников ее формирования.
Таблица 24
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
|||
Σ, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Σ, тыс. руб |
Уд. вес, % |
Σ, тыс. руб |
Уд. вес, % |
|||
1. ПР |
a |
n = (a/c)∙100 |
b |
m = (b/d)∙100 |
b-a |
n-m |
(b/a)∙100 |
((b-a)/a)∙ 100 |
2. ОПР |
||||||||
3. ВПР |
||||||||
4. ПДН (1+2+3) |
с |
100 |
d |
100 |
d-c |
- |
(d/c)∙100 |
((d-c)/c)∙ 100 |
ПР – прибыль от продаж;
ОПР – операционная прибыль;
ВПР – внереализационная прибыль;
ПДН – прибыль до налогообложения.
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение прибыли до налогообложения каждого из определяющих факторов.
Особое внимание при анализе обращается на изменение удельного веса прибыли от продаж в прибыли до налогообложения. Его снижение рассматривается как негативное явление , которое свидетельствует об ухудшении качества прибыли до налогообложения.
Желательно, чтобы темп роста прибыли от продаж был больше или равен темпу роста прибыли до налогообложения:
Т ≥ Т.
Перед выполнением расчетов данные необходимо привести в сопоставимый вид, т.е. учесть влияние инфляции и возможных изменений в методологии расчета показателей.
1.1.2. Анализ прибыли от продаж
Анализ начинается с изучения прибыли от продаж в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование.
Аналитические расчеты в таблице 25.
Таблица 25
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
|||
Σ, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Σ, тыс. руб |
Уд. вес, % |
Σ, тыс. руб |
Уд. вес, % |
|||
1. ВРб |
100 |
100 |
||||||
2. НДС |
||||||||
3. Акцызы |
||||||||
4. ВРн |
||||||||
5. СП,в т.ч. |
||||||||
5.1. СПр |
||||||||
5.2. УР |
||||||||
5.3. КР |
||||||||
6. ПР (4-5) |
ВРб – выручка (брутто);
ВРн – выручка (нетто);
СП – полная себестоимость;
СПр – себестоимость продаж;
УР – управленческие расходы;
КР – коммерческие расходы.
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение прибыли от продаж каждого из элементов, определяющих ее формирование.
Здесь же проверяется выполнение условия оптимизации прибыли от продаж:
Т > Т.
Данное соотношение ведет к снижению доли затрат в выручке и повышению эффективности текущей деятельности предприятия.
Далее выполняется анализ прибыли от продаж на основе баланса товарной продукции:
Он + ТП = РП + Ок, где
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.