Далее рассчитывается ряд показателей:
1) норма распределения прибыли на дивиденды:
Нр = .
Характеризует дивидендную политику предприятия в целом и показывает удельный вес дивидендов в чистой прибыли.
Норма 0,4 – 0,6.
2) коэффициент дивидендного выхода:
КДВ = .
Характеризует дивидендную политику предприятия в отношении обыкновенных и показывает соотношение дивидендов и потенциальных доходов по ним.
Норма 0,35 – 0,55.
3) доля реинвестируемой прибыли:
ДРП = = = 1 - = 1 – Нр.
Характеризует инвестиционную политику предприятия и показывает удельный вес реинвестируемой прибыли к чистой прибыли.
Норма 0,4 – 0,6.
4) соотношение темпов роста чистой прибыли к производительности труда и отчислений на социальные нужды из чистой прибыли:
Т> Т;
Т> Т.
5) коэффициент налогообложения прибыли:
КНП = .
Показывает удельный вес налога на прибыль в прибыли до налогообложения.
6) коэффициент резервирования прибыли:
КРП = , где
РПР – резервируемая прибыль.
7) средний уровень выплат прибыли персоналу:
СрУВП = , где
ССЧ – среднесписочная численность работников.
Анализ этих показателей ведется в сравнении с рекомендуемыми значениями или соотношениями в динамике и в сравнении с планом.
1.3. Резервы роста прибыли
Анализ прибыли завершается подсчетом резервов ее роста. Резервы должны определяться по каждому из факторов, оказывающему влияние на показатели прибыли. По отношению к предприятию эти факторы делятся на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, а также природные условия. Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные.
Производственные факторы обусловлены наличием и использованием различных видов ресурсов: средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов.
Непроизводственные факторы определяются снабженческо-сбытовой деятельностью предприятия, природоохранной деятельностью, социальными условиями труда и быта работников.
Наибольшее внимание обращается на выявление резервов, связанных с внутренними производственными факторами, т.е. более рациональным использованием всех видов ресурсов предприятия.
По срокам использования резервы роста прибыли делятся на текущие и перспективные. Под текущими понимаются упущенные возможности улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые еще могут быть реализованы в текущем периоде. В большинстве случаев они связаны с устранением явных потерь и непроизводственных расходов и для их освоения не требуется привлечение капитальных вложений. Для освоения перспективных резервов необходимо привлечение дополнительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они связаны с внедрением в производство передовых достижений науки и техники.
Выделяются 4 основных направления поиска резервов увеличения прибыли до налогообложения:
1) увеличение выручки от продаж за счет роста физических объемов продаж, изменения структуры продаж, увеличения цен;
2) снижение затрат на производство и реализацию продукции за счет повышения производительности труда, снижения материалоемкости продукции, ликвидации непроизводительных расходов и потерь от брака;
3) увеличение операционной прибыли за счет повышения операционных доходов снижения операционных расходов;
4) снижение внереализационных расходов.
По окончании анализа прибыли целесообразно оценить изменение способности предприятия к самофинансированию с учетом выявленных резервов роста прибыли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.