График изменения материалоемкости американских легковых и грузовых автомобилей после второй мировой войны может быть грубо разделен на три периода (см. рисунок на с. 37). В послевоенный период 1950 г. и примерно до 1966 г. — легковые автомобили изготавливали преимущественно из мягкой стали, составлявшей тогда в среднем 68 070 всех материалов, использовавшихся в автомобиле. На долю чугуна приходилось 17%, а на долю легированной прокатной стали — 0,5 070. В послевоенный период повысился спрос на роскошные автомобили, поэтому такие узлы, как автоматические коробки передач, гидроусилители руля и тормо-
зов и кондиционеры, увеличивали массу «среднего» автомобиля примерно на 90 кг.
Последующий период — с 1967 по 1976 г. включительно — был ознаменован «давлением» федеральных стандартов; именно в этот период эти стандарты начали оказывать существенное влияние на массу и материалоемкость «среднего» американского автомобиля. Введение стандартов на безопасность автомобиля привело к увеличению степени защиты водителя и пассажиров, снижению возможности интрузии рулевой колонки, повышению прочности дверей и способности бамперной системы демпфировать энергию удара, а также к изменению конструкции многих других деталей автомобиля. Для того чтобы удовлетворить новым требованиям безопасности, приходилось увеличивать массу многих деталей и узлов и, кроме того, вводить новые детали в
1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕГКИХ МАТЕРИАЛОВ в «среднем» американском автомобиле значительно возросло с середины 70-х годов. На рисунке представлены данные для усредненного парка автомобилей, выпускаемых фирмой Ford. Пластмассы, алюминий и высокопрочная сталь в настоящее время составляют около четверти чистой массы легкового автомобиля «Форд». Внедрение этих легких материалов вместо чугуна и мягкой стали в американской автопромышленности началось примерно десятьлет назад. Производители автомобилей в то время столкнулись с тем фактом, что массу автомобиля приходилось увеличивать, чтобы удовлетворить новым требованиям к безопасности и уровню содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах, тогда как цены на топливо росли. Ответной мерой явилось уменьшение габаритных размеров автомобилей и увеличение содержания легких материалов.
конструкцию автомобиля. В резуль- |
по защите окружающей среды, при- |
тате масса «среднего» автомобиля |
нятым в США. В частности, в «Акте о |
снова увеличилась. Так как увеличе- |
чистом воздухе» 1970 г. были опреде- |
ние массы приводило к потере топ- |
лены предельные нормы содержания |
ливной экономичности, автомобиль- |
монооксида углерода, оксидов азота |
ные фирмы начали искать пути к сни- |
и твердых частиц в выхлопных газах. |
жению массы; один из таких путей со- |
Автомобильной промышленности |
стоял в применении высокопрочных |
пришлось ответить на это установкой |
сортов стали. |
в каждом новом автомобиле химиче- |
Стандарты, регулирующие содер- |
ского реактора (каталитического кон- |
жание загрязняющих веществ в вы- |
вертора). |
хлопных газах, также оказывали вли- |
В 1977 г. вступил в силу новый |
яние на материалоемкость автомоби- |
«Акт о чистом воздухе», налагавший |
ля. Например, в последнее время от |
более жесткие требования и вызывав- |
20 до 35 070 всего ежегодного потребле- |
ший необходимость разработки более |
ния платины, палладия и родия в |
сложных систем очистки выхлопных |
стране приходилось на долю автомо- |
газов. Новые системы содержали ка- |
бильной промышленности. Увели- |
тализатор с тщательно подобранны- |
ченное потребление этих благород- |
ми пропорциями благородных метал- |
ных металлов, импортируемых глав- |
лод (в частности, платины и родия), |
ным образом из ЮАР, является пря- |
датчик для измерения содержания |
мым следствием новых требований |
кислорода в выхлопных газах и элек- |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.