Разновидность грунта. Степень разложения в %. Плотность в г/см3. Модуль деформации, страница 2

2. Технология намыва земляного полотна

(

Земляное полотно намывают участками протяженностью 150— 200 м, называемыми картами намыва. Ширина карты намыва по основанию не превышает 50 м (в среднем составляет 30 м), а по плоскости 1-го яруса соответственно 40 и 20 м, поэтому земляное полотно относится к узкопрофильным сооружениям со всеми вытекающими отсюда осложнениями технологии намывных работ. Технологический процесс

116

и.чмывных работ состоит из трех операций: 1) подвод пульпы к карте и.чмыва, 2) выпуск пульпы на карту намыва и 3) организация сброса поды с карты намыва.

Известный способ намыва, так называемый низкоопорный (рис. 60), ц практике транспортного строительства не нашел применения, так как в этих условиях он требует большего объема монтажных работ и не позволяет механизировать работы по ремонту (восстановлению) обвалования в процессе намыва яруса.

Торцовый намыв по кольцу (рис. 61), успешно применявшийся Казанским подразделением треста «Трансгидромеханизация» при

Рис. 60. Намыв с низких опор двусторонним торцовым способом:

/ — намывной пульповод; 1 — сбросной колодец; 3 — кран-трубоукладчик; 4 —бульдозер; 5 —подготовленные звенья труб; 6 — обвалование

намыве песчаного штабеля размером в плане 200 X 200 м, при сооружении  узкопрофильных  сооружений также неприемлем.

Широко распространенный в гидроэнергетическом строительстве безэстакадный способ хотя и применяется в транспортном строительстве, но весьма редко, поскольку при намыве узкопрофильных сооружений использовать земснаряды большой производительности нерационально, а держать беспрерывно для обслуживания одного земснаряда небольшой производительности полноповоротный кран-трубоукладчик, как это предусмотрено технологией безэстакадного намыва, нецелесообразно, тем более при наличии других способов, позволяющих достигать тех же целей, но с меньшей затратой сил. Кроме того, внедрение безэстакадного способа намыва в организациях треста «Трансгидромеханизация» сдерживалось тем, что они не имели в своем парке кранов с уширенными гусеницами, обладающими малым удельным давлением на намывной песчаный грунт.

В транспортном строительстве, начиная с 1950 г., широкое распространение получили так называемый продольно-встречный способ намыва (рис. 62) и его разновидность — челночный (рис. 63).

117

Челночный продольно-встречный способ применяют при намыве земляного полотна из мелкозернистых песков. В этом случае в районе сбросного колодца обвалование карт намыва устраивать затруднительно, а поэтому пользуются колодцами 5 и 6 попеременно. Переключение на соседнюю карту осуществляют перекидкой колена 4 с подключением его к намывному пульповоду 3 соседней карты. Карту намывают одним землесосным снарядом с переключением пульповода

посредством   фланцевых   заг-

1-тлушек,   около которых уста-

навливают сальниковые компенсаторы 2. Намыв до отметок 8 производится с сбросом воды в колодец 6, а до отметок 7—со сбросом воды в колодец 5. В настоящее время такой способ нашел применение на многих участках намыва железнодорожного земляного полотна на стройках Западной Сибири.

При сооружении подходов к мостам через Дон у Ростова и Северную Двину в Архангельске, а также на некоторых участках строительства железной дороги Тюмень -Сургут успешно применен намыв грунта продольным способом, рациональный при отсутствии на большом протяжении (1—2 км) возможности сброса воды за пределы карты.

В этом случае весь участок обваловывают по всему контуру с высотой первичного обвалования в 1,5—2 раза больше обычной, а через каждые 150—200 м строят колодцы, используемые последовательно по мере намыва. Намывной пульповод укладывают по верху земляного полотна и он превращается, таким образом, в магистральный с соответствующими ему более высокими требованиями к качеству монтажных работ. Иногда сброс использованной воды осуществляют без применения шахтных колодцев, заменив их трубчатыми водосбросами.