КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1
1. Вычислить определитель а) разложив по 1 строке
б) используя основные свойства
Поменяем местами первую и четвертую строки (при этом знак определителя сменим на противоположный):
Элементы первой строки умножим на (-3) и прибавим их к соответствующим элементам второй строки. Элементы первой строки умножим на (-2) и прибавим их к соответствующим элементам третьей и четвертой строк:
Из второй строки вынесем множитель (-2), при этом каждый элемент данной строки делим на (-2):
Элементы второй строки умножим на 5 и прибавим их к соответствующим элементам третьей и четвертой строк:
Поменяем местами третью и четвертую строки (при этом знак определителя сменится на противоположный):
Из третьей строки вынесем множитель 16, при этом каждый элемент данной строки делим на 16:
Элементы третьей строки умножим на (-14) и прибавим их к соответствующим элементам четвертой строки:
Определитель матрицы треугольного вида (под главной диагональю стоят только нули) равен произведению элементов главной диагонали. Окончательно получим:
12. Выполнить действия над матрицами:
, , ,
Решение:
Выполним указанные действия по шагам:
1)
2)
3)
21. Решить систему уравнений а) используя формулы Крамера б) матричным способом
Решение:
а) Решим систему с использованием формул Крамера
Вычислим главный определитель (определитель матрицы системы, составленной из коэффициентов при неизвестных):
Поскольку , то для решения данной системы можно использовать формулы Крамера.
Вычислим побочные определители (которые получаются из главного при замене столбца коэффициентов при соответствующей переменной столбцом свободных членов):
Тогда , , .
Выполним проверку найденного решения. Для этого подставим полученные значения в исходную систему:
Поскольку при подстановке все уравнения обратились в тождества, то решение найдено верно.
б) Решим систему матричным способом
Запишем систему в матричном виде , где
– матрица системы, – вектор-столбец неизвестных, – вектор-столбец свободных членов.
Тогда , т.е. для решения системы необходимо найти матрицу, обратную матрице и умножить ее на столбец свободных членов.
Поскольку определитель матрицы системы отличен от нуля (), то обратная матрица существует. Найдем ее.
Транспонируем матрицу (т.е. строки делаем столбцами, столбцы – строками):
.
Вычислим алгебраические дополнения элементов транспонированной матрицы:
Запишем присоединенную матрицу:
.
Тогда
.
Найдем решение системы:
32. Решить систему уравнений методом Гаусса.
Решение:
Прямой ход метода Гаусса: запишем расширенную матрицу системы и путем эквивалентных преобразований приведем ее к трапецеидальному виду:
Элементы первой строки умножим на (-2) и прибавим их к соответствующим элементам второй строки. Из элементов третьей и четвертой строк вычтем соответствующие элементы первой строки:
Поменяем местами вторую и третью сроки:
Элементы второй строки разделим на (-3):
Элементы второй строки умножим на 3 и прибавим их к соответствующим элементам третьей строки. Элементы второй строки прибавим к соответствующим элементам четвертой строки:
Поменяем местами третью и четвертую строки:
Элементы третьей и четвертой сток разделим на (-1):
Обратный ход метода Гаусса: по полученной эквивалентной матрице восстановим и решим систему уравнений
Выполним проверку найденного решения. Для этого подставим полученные значения в исходную систему:
Поскольку при подстановке все уравнения обратились в тождества, то решение найдено верно.
41. Выполнить действия в алгебраической форме. Результат записать в тригонометрической и показательной форах.
Решение:
Запишем полученный результат в тригонометрической форме. Для этого найдем модуль комплексного числа и его главный аргумент.
Тогда
– тригонометрическая форма записи комплексного числа
– показательная форма записи комплексного числа
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2
1. Доказать, что векторы , , образуют базис и найти координаты вектора в этом базисе.
, , , .
Решение:
Составим и вычисли определитель из координат векторов , , :
Поскольку , то векторы , , линейно независимы, т.е. образуют базис.
Запишем разложение вектора по базису , , :
Решим полученную систему по формулам Крамера. Главный определитель вычислен выше: .
Вычислим побочные определители:
Тогда , , .
Таким образом,
12. По координатам точек , и для указанных векторов найти:
а) модуль вектора
б) скалярное произведение векторов и
в) проекцию вектора на вектор
г) координаты точки , делящей отрезок в отношении 2:3
, ,
Решение:
а) Найдем координаты векторов и :
Найдем координаты вектора :
Находим его модуль:
б) Найдем координаты вектора :
Находим скалярное произведение векторов и :
в) Вектор , .
Для нахождения проекции вектора на вектор воспользуемся формулой
.
Для этого вычислим скалярное произведение векторов и и модуль вектора :
Тогда
г) Для нахождения координат точки , делящей отрезок в отношении 2:3 воспользуемся формулами:
21. Даны вершины треугольника , , . Найти:
а) уравнение стороны ;
б) уравнение высоты ;
в) уравнение медианы ;
г) точку пересечения медианы и высоты ;
д) уравнение прямой, проходящей через вершину параллельно стороне ;
е) расстояние от точки до прямой .
, ,
Решение:
а) Найдем уравнение стороны как уравнение прямой, проходящей через две заданные точки:
– каноническое уравнение стороны
б) Найдем уравнение высоты . Поскольку перпендикулярно , то вектор нормали к прямой будет параллелен высоте , т.е. можно рассматривать его в качестве направляющего вектора для высоты .
Найдем вектор нормали к стороне , для этого преобразуем найденное в п. а) уравнение:
Тогда вектор нормали имеет координаты: .
Искомое уравнение высоты напишем как уравнение прямой, проходящей через заданную точку параллельно заданному вектору:
– каноническое уравнение высоты
в) Найдем уравнение медианы . Поскольку точка – середина противолежащей стороны , то найдем ее координаты по формулам:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.