КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1
1. Вычислить определитель а) разложив по 1 строке
б) используя основные свойства
Поменяем местами первую и четвертую строки (при этом знак определителя сменим на противоположный):
Элементы первой строки умножим на (-3) и прибавим их к соответствующим элементам второй строки. Элементы первой строки умножим на (-2) и прибавим их к соответствующим элементам третьей и четвертой строк:
Из второй строки вынесем множитель (-2), при этом каждый элемент данной строки делим на (-2):
Элементы второй строки умножим на 5 и прибавим их к соответствующим элементам третьей и четвертой строк:
Поменяем местами третью и четвертую строки (при этом знак определителя сменится на противоположный):
Из третьей строки вынесем множитель 16, при этом каждый элемент данной строки делим на 16:
Элементы третьей строки умножим на (-14) и прибавим их к соответствующим элементам четвертой строки:
Определитель матрицы треугольного вида (под главной диагональю стоят только нули) равен произведению элементов главной диагонали. Окончательно получим:
12. Выполнить
действия над матрицами:
,
,
,
Решение:
Выполним указанные действия по шагам:
1)
2)
3)
21. Решить систему уравнений а) используя формулы Крамера б) матричным способом
Решение:
а) Решим систему с использованием формул Крамера
Вычислим главный определитель (определитель матрицы системы, составленной из коэффициентов при неизвестных):
Поскольку , то для решения данной системы можно
использовать формулы Крамера.
Вычислим побочные определители (которые получаются из главного при замене столбца коэффициентов при соответствующей переменной столбцом свободных членов):
Тогда ,
,
.
Выполним проверку найденного решения. Для этого подставим полученные значения в исходную систему:
Поскольку при подстановке все уравнения обратились в тождества, то решение найдено верно.
б) Решим систему матричным способом
Запишем систему в
матричном виде , где
–
матрица системы,
– вектор-столбец неизвестных,
– вектор-столбец свободных членов.
Тогда , т.е. для решения системы необходимо найти
матрицу, обратную матрице
и умножить ее на
столбец свободных членов.
Поскольку определитель
матрицы системы отличен от нуля (), то обратная матрица
существует. Найдем ее.
Транспонируем матрицу (т.е. строки делаем столбцами, столбцы –
строками):
.
Вычислим алгебраические дополнения элементов транспонированной матрицы:
Запишем присоединенную матрицу:
.
Тогда
.
Найдем решение системы:
32. Решить систему уравнений методом Гаусса.
Решение:
Прямой ход метода Гаусса: запишем расширенную матрицу системы и путем эквивалентных преобразований приведем ее к трапецеидальному виду:
Элементы первой строки умножим на (-2) и прибавим их к соответствующим элементам второй строки. Из элементов третьей и четвертой строк вычтем соответствующие элементы первой строки:
Поменяем местами вторую и третью сроки:
Элементы второй строки разделим на (-3):
Элементы второй строки умножим на 3 и прибавим их к соответствующим элементам третьей строки. Элементы второй строки прибавим к соответствующим элементам четвертой строки:
Поменяем местами третью и четвертую строки:
Элементы третьей и четвертой сток разделим на (-1):
Обратный ход метода Гаусса: по полученной эквивалентной матрице восстановим и решим систему уравнений
Выполним проверку найденного решения. Для этого подставим полученные значения в исходную систему:
Поскольку при подстановке все уравнения обратились в тождества, то решение найдено верно.
41. Выполнить действия в алгебраической форме. Результат записать в тригонометрической и показательной форах.
Решение:
Запишем полученный результат в тригонометрической форме. Для этого найдем модуль комплексного числа и его главный аргумент.
Тогда
–
тригонометрическая форма записи комплексного числа
–
показательная форма записи комплексного числа
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2
1. Доказать, что
векторы ,
,
образуют базис и найти координаты вектора
в этом базисе.
,
,
,
.
Решение:
Составим и вычисли
определитель из координат векторов ,
,
:
Поскольку , то векторы
,
,
линейно
независимы, т.е. образуют базис.
Запишем разложение
вектора по базису
,
,
:
Решим полученную
систему по формулам Крамера. Главный определитель вычислен выше: .
Вычислим побочные определители:
Тогда ,
,
.
Таким образом,
12. По координатам
точек ,
и
для указанных векторов найти:
а)
модуль
вектора
б)
скалярное
произведение векторов и
в)
проекцию
вектора на вектор
г)
координаты
точки , делящей отрезок
в
отношении 2:3
,
,
Решение:
а)
Найдем
координаты векторов и
:
Найдем координаты
вектора :
Находим его модуль:
б)
Найдем
координаты вектора :
Находим скалярное
произведение векторов и
:
в)
Вектор
,
.
Для нахождения проекции
вектора на вектор
воспользуемся
формулой
.
Для этого вычислим
скалярное произведение векторов и
и модуль вектора
:
Тогда
г)
Для
нахождения координат точки , делящей отрезок
в отношении 2:3 воспользуемся формулами:
21. Даны вершины
треугольника ,
,
. Найти:
а)
уравнение
стороны ;
б)
уравнение
высоты ;
в)
уравнение
медианы ;
г)
точку
пересечения медианы
и высоты
;
д)
уравнение
прямой, проходящей через вершину параллельно стороне
;
е)
расстояние
от точки до прямой
.
,
,
Решение:
а)
Найдем
уравнение стороны как уравнение прямой, проходящей
через две заданные точки:
–
каноническое уравнение стороны
б)
Найдем
уравнение высоты . Поскольку
перпендикулярно
,
то вектор нормали к прямой
будет параллелен высоте
, т.е. можно рассматривать его в качестве
направляющего вектора для высоты
.
Найдем вектор нормали к
стороне , для этого преобразуем найденное в
п. а) уравнение:
Тогда вектор нормали
имеет координаты: .
Искомое уравнение
высоты напишем как уравнение прямой, проходящей
через заданную точку параллельно заданному вектору:
–
каноническое уравнение высоты
в)
Найдем
уравнение медианы . Поскольку точка
– середина противолежащей стороны
, то найдем ее координаты по формулам:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.