В средневековом университете. Немногочисленная аудитория одной из первых высших школ средневековья

Страницы работы

Содержание работы

В средневековом университете.

Картина изображает немногочисленную аудиторию одной из первых высших школ средневековья.

Под готическими сводами зала нашли приют люди, привлеченные славой выдающегося ученого. Из его уст они хотят услышать о том, чего в то время нельзя было отыскать в книге, слишком редкой и дорогой, недоступной для любознательных, но незнатных людей.

Слушатели сидят на скамьях, некоторые из них непринужден-но расположились на полу. Их лица свидетельствуют о большом интересе, с которым воспринимаются слова лектора. На заднем плане несколько студентов, поднявшись с места, обсуждают только что услышанное. Бросается в глаза различие в облике и одежде слушателей-студентов; людей разного возраста и разных национальностей, объединенных общим интересом к науке.

Вокруг выдающихся средневековых ученых обычно создавалась аудитория учеников — молодых людей. Иногда, разрастаясь, она превращалась в высшую школу-университет, резко отличавшийся от начальной средневековой школы, где долгие годы затрачивались на изучение латыни и постижение католического вероучения.

Основным способом передачи знаний в университете являлась лекция. Латинское слово лекция — означает «чтение», В средние века профессор действительно читал студентам книгу, перемежая чтение латинского текста разъяснениями.

Книга при этом лежала на кафедре в полунаклонном положении на специальной деревянной подставке, напоминающей современный нотный пюпитр. Это было необходимо из-за больших размеров самой книги: ведь тогдашняя книга была не печатной, а рукописной и материалом для ее создания служил пергамент— тонко выделанная телячья кожа. Большие плотные листы пергамента вплетались в массивный деревянный, обтянутый кожей переплет.

Почему же необходимо было читать книгу вслух аудитории?

Число экземпляров рукописной книги исчислялось единицами. Подчас один-единственный экземпляр бережно хранился в библиотеке университета, поэтому им мог пользоваться только профессор.

На создание каждого отдельного экземпляра книги затрачивался огромный труд переписчиков, которые выводили букву за буквой от руки, соблюдая при этом ровность строк и однотипность букв. Художники украшали страницы красивыми заглавными буквами большого размера и миниатюрными сценками тогдашней жизни. Узоры и миниатюры покрывали поля книг.

Изложение каждой новой мысли начинали с «красной строки»: отступая от края страницы, с большой буквы, нарисованной красной краской. И доныне сохраняется это наименование— «красная строка». Многие рукописные книги являлись подлинными произведениями искусства. Некоторые из них были семейными реликвиями, они хранились вместе с драгоценной утварью, иные в целях сохранности приковывались цепью к столу.

С появлением университетов стало намного больше рукописных книг, особенно учебников, однако книги приобрели более скромный вид. Уже в Х111 в. такие книги изготовлялись в мас-терских при университетах.

Обширная мастерская по переписке книг была при Парижском университете. Там было организовано также нечто вроде учебной библиотеки, где студент мог за небольшую плату взять книгу во временное пользование.

Эти перемены понятны: для развития городов, торговли, ремесел, мореплавания, для государственного аппарата требовалось все больше образованных людей.

Средневековый университет имел обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский.

Но кроме этих главных факультетов, определяющих будущую специальность студента, во многих университетах существовал еще один факультет, называвшийся «артистическим». На этом факультете изучались так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, ораторское искусство, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика.

Средневековую науку называли схоластикой или школьной наукой (от латинского Schola, от которого происходят слова: школа, школьник).

Ученые-схоласты обязаны были объяснять мир так, чтобы люди проникались верой во всемогущество бога, убеждением в собственном бессилии изменить что-либо в жизни. Однако схоластика имела и положительную сторону. Она развивала умение ученых строить и обосновывать суждения, требовала от них точности выражения мысли.

Против мертвящих оков схоластики и непререкаемой власти церкви по отношению к науке выступали передовые мыслители, утверждавшие, что не слепая вера, а разум должен руководить поступками человека. Люди, которые выступали за свободу мыс-ли, за право человека познавать и объяснять мир, подвергались жестоким преследованиям со стороны церкви и властей.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
30 Kb
Скачали:
0