Ян Гус на Констанцском соборе.
Чехия была одной из наиболее развитых стран средневековой Европы, с большими городами, где население занималось разнообразными ремеслами и промыслами. Но богатство страны не принадлежало тем, кто его создавал. Феодальные сеньоры увеличивали повинности крестьян, захватывали общинные земли и этим наносили тяжелый урон крестьянскому хозяйству. Большими поборами были отягощены и горожане.
Одним из самых жестоких феодальных эксплуататоров была католическая церковь, владевшая почти половиной земель, многими селами и городами. Жадное духовенство постоянно нару-шало церковные заповеди, неуклонного исполнения которых она требовала от простых людей. Неисчислимые богатства и лицемерие церкви вызывали ненависть всего народа.
Тяжелое положение народных масс усугублялось двойным гнетом: уже с ХIII в. все большую роль в Чехии стали играть немецкие феодалы. Засилье церкви, гнет местных и пришлых феодалов переполнили чашу народного терпения. В начале ХV в. вспыхнуло антифеодальное восстание, положившее начало гуситским войнам, которые получили свое название по имени Яна Гуса.
Вся общественная деятельность Гуса связана с Пражским университетом.
Ян Гус боролся за чистоту родной речи, против ее онемечения, он выработал систему чешского правописания. Ян Гус был известен чехам как ученый-просветитель, борец против засилья феодалов и злоупотреблений церкви. Он осуждал жестокость феодальной эксплуатации, произвол господ, верил в лучшее будущее народа. «Правда победит!» — любил повторять Гус.
За эти взгляды лишили Яна Гуса звания профессора Пражского университета, отлучили от церкви, вынудили покинуть Прагу. Папа вызвал его на церковный собор — съезд высшего духовенства, в Констанц. Гус пытался на соборе обличить пороки «князей церкви», но ему не дали выступить. На требование отречься от своих убеждений Ян Гус ответил отказом.
Император Сигизмунд передал решение судьбы Гуса собору. Во время голосования высказывались все участники собора поочередно. Об этом сохранился рассказ очевидца (см. «Отчет о заключительном заседании Констанцского собора», с. 138 учебника). По прочтении приговора поднялся общий крик: одни возмущались насилием над Гусом, другие обвиняли его в ереси.
Гуса отвели в тюрьму, но друзья пытались ему помочь. На их предложение отречься от своих взглядов и таким образом спасти свою жизнь Ян Гус убежденно ответил: «Разве может быть счастливой жизнь, купленная ценой предательства?»
6 июля 1415 г. Ян Гус взошел на костер так же отважно, как держался на церковном судилище. Книги Гуса сожгли вместе с ним. Но, как гласит старинная поговорка, «рукописи не горят» — и слова мужественного проповедника дошли до нас сквозь толщу веков, вопреки всем попыткам реакции замолчать, скрыть их обличительный смысл. Каждый чех знает и чтит Яна Гуса, и с ним — все прогрессивное человечество.
Казнь Яна Гуса дала толчок к народному восстанию. Насту-пило славное десятилетие гуситских войн — организованной вооруженной борьбы против власти феодалов и против немец-кого засилья, которая сочеталась с борьбой против средневековой, богатой и неправедной церкви.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.