Приём иностранных послов императором Византии.
Византия – Восточная Римская империя – занимала промежуточное положение между Западом и Востоком. Классики марксизма назвали её столицу Константинополь золотым мостом между Востоком и Западом.
Византийское правительство внимательно следило за соседними народами и их правителями, добивалось союза с ними и усиления византийского влияния, чтобы обезопасить границы своей богатой империи. Задачи внешней политики византийские императоры часто старались решать при помощи дипломатии.
При византийском дворе можно было видеть пёструю толпу послов со всех концов Европы, в том числе из древнерусского государства – Киевской Руси, из стран Азии и Африки. Поражали разнообразием и богатством национальные костюмы, слышалась речь многих народов мира.
Церемония приёма иностранных послов византийским императором должна была производить большое впечатление. На церемонию посол отправлялся на пышно украшенном коне, а в случае немилости императора – пешком. Во дворце его проводили по роскошно украшенным залам, между шеренгами многочисленной императорской гвардии. Гвардейцы – белокурые высокие скандинавы, мускулистые африканцы – получали большое жалование из императорской казны, они высокомерно относились к посланцам других стран и жестоко – к народу самой Византии. Такими бездушными наёмниками, готовыми выполнить любой приказ господина, окружали себя средневековые государи.
Остановившись около парчового занавеса в тронном зале дворца, послы в торжественном безмолвии ожидали приёма. Наконец занавес отдёргивался и открывался великолепный тронный зал. В глубине его, на помосте из зелёного мрамора, стоял золотой трон, на котором восседал император.
Колонны справа и слева от тронного возвышения отделяли его от зала. Пространство позади трона было закрыто парчовой тканью с изображением геральдических львов и единорогов. Мраморные колонны с капителями, украшенными растительным резным узором, отделяли центральную часть тронного зала от его боковых нефов.
Стены покрывали разноцветные мозаичные картины. У подножия трона лежали механические золотые или золоченые львы, которые при приближении иностранных послов поднимались на передние лапы, открывали пасти и издавали грозное рычание наподобие живых царей пустыни. Механические птицы на императорском троне махали крыльями, слышалось мелодичное пение.
Все переговоры с императором послы вели через логофета – особого министра, который передавал им приветственные слова императора, а императору передавал покорнейшую просьбу послов принять дары: золотые кубки, расшитые золотом сёдла и другие редкости. Подарки неторопливо раскладывали перед императором, который заранее получил их список с обозначением цены каждого предмета. После принятия подарков император несколькими милостивыми словами прекращал аудиенцию и отпускал послов.
На картине изображён момент поднесения подарков византийскому императору. Император одет в белое парчовое платье, на плечах его – вышитый золотом и самоцветными каменьями плащ, застёгнутый драгоценной пряжкой-фибулой. На голове у него золотая диадема с жемчужными подвесками, на ногах – сафьяновые сапожки пурпурного цвета, в правой руке он держит скипетр – знак императорского достоинства. Трон окружают телохранители и представители высшей светской и церковной власти. В кресле сидит патриарх – глава церкви.
Приём послов обставлялся так, чтобы поразить воображение богатством империи и в то же время устрашить соседей её могуществом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.