Заграждение и разминирование железных дорог, страница 5

Рухнувшие при разрушении опор арочные конструкции разваливаются на крупные куски, которые получают трещины и не могут быть использованы при восстановлении.

а

 
 


б

 

Рисунок 7.19 – Разрушение каменных и бетонных мостов: а – виадук;

б – арочный мост; 1–1 – сечения подрывания пролетного строения и опор

Каменные и бетонные мосты, построенные по схеме рисунка 7.19,б, разрушаются такими же методами, как и железобетонные мосты подобной конструкции (рисунок 7.19,б).

Частичное разрушение этих мостов может быть выполнено взрыванием удлиненных зарядов ВВ, закладываемых в замке свода арки и рассчитываемых по формуле (7.6). В этом случае опоры могут сохраняться при малой длине пролетов, и малой высоте опор. Восстановление моста с использованием готовых металлических пролетных строений существенных трудностей не представит. Поэтому всегда при наличии времени и сил следует стремиться к полному разрушению моста.

7.7 Разрушение временных мостов

Способы разрушения временных мостов зависят от их конструкции.

Временные мосты обычно разрушаются подрыванием, а при отсутствии ВВ и при возможности сжиганием.

Рисунок 7.20 – Расположение заряда при разрушении деревянной опоры: а – вид сбоку; б – фасад;

1 – заряд ВВ; R – радиус разрушения

 

1

 
Особенностью временных мостов является значительное число опор и отдельных элементов в опорах и пролетных строениях, которые необходимо перебивать при разрушении. В то же время, расстояние между отдельными элементами опоры сравнительно невелико. Поэтому наиболее рациональным способом разрушения таких мостов будет исполь-зование неконтактных зарядов. Этим уменьшается общее коли-чество зарядов, упро-щается электровзрыв-ная сеть, уменьшается расход средств взрывания (в 10 и более раз), а главное значи-тельно сокращается вре-мя на подготовку мос-та к разрушению, хотя расход ВВ при этом увеличивается в несколько раз.

В мостах высотой до 8м у каждой опоры устанавливают один заряд, который размещается по оси моста под водой на глубине 1,5–2 м или на дне реки (рисунок 7.20).

При подрывании опор высотой более 8м с целью уменьшения длины элементов, остающихся после разрушения, и для того, чтобы исключить возможность их использования противником при восстановлении моста, заряды располагаются в двух сечениях: одно, как и в предыдущем случае, – на дне реки (на поверхности грунта), второе – на 1,5–2 м ниже пролетного строения с расчетом его повреждения (рисунок 7.22). В деревянных свайных мостах, у которых

В деревянных свайных мостах, у которых расстояние между опорами не превышает 3м, неконтактные заряды можно устанавливать

через две опоры у третьей. Заряд устанавливается у опоры на высоте, равной примерно половине расстояния  от  поверхности  воды

а)

 

б)

 
(при отсутствии воды – от поверхности грунта) до низа пролетного строения. При этом заряды рассчитываются на одновременное раз-рушение трех смежных опор (рисунок 7.23). Однако, в этом случае, при экономии на числе зарядов и упрощении взрывной сети расход ВВ в 2–5 раза больше, чем при расположении неконтактных зарядов у каждой опоры. Каждый из неконтактных зарядов, за-кладываемых у деревянных опор, должен рассчитываться на перебивании крайних (наи-более удаленных от его цен-тра) коренных свай. Переби-вание откосных свай является обязательным.

Подпись: Рисунок 7.22 – Расположение зарядов при разрушении деревянной опоры высотой более 8 м: а – фасад; б – вид сбоку; 1 и 2 – заряды ВВ; R1 и R2 – радиусы разрушения

а)

 

Рисунок 7.23 – Расположение зарядов при разрушении деревянного балочного моста

с плоскими опорами при расстоянии между ними не до 3м: 1 и 2 – заряды ВВ;

R1 и R2 – радиусы разрушения

Масса неконтактных зарядов определяется по формуле С=30 КД r2

При расположении неконтактного заряда в воде уменьшенное значение коэффициента К может быть принято при глубине погружения заряда h≥r/2. В противном случае коэффициент К берется как для воздуха.

Неконтактные заряды крепятся крупными гвоздями и мягкой проволокой на горизонтальных схватках и связях опор или на специально устраиваемых для этих целей перекладинах.

В деревянных пролетных строениях неконтактные заряды размещаются на оси моста между прогонами (балками, пакетами). При длине последних менее 10м их можно не разрушать при условии подрывания опор в двух сечениях (в высоководных мостах) и размещения верхнего заряда так, чтобы одновременно со сваями опоры были перебиты и прогоны.

Металлические пролетные строения временных мостов подрываются также, как и пролетные строения металлических капитальных мостов.

Возможно разрушение деревянных мостов и контактными зарядами, прикрепляемыми к каждой свае в опорах, а при пролетах длиной более 10м – и к каждому прогону пролетного строения. Число зарядов при этом значительно, но общий расход ВВ меньше, чем при неконтактных зарядах.

7.8 Разрушение тоннелей

7.8.1 Виды разрушений

При разрушении тоннелей в них создаются завалы, препятствующие движению. Крайне ограниченный фронт работ весьма затрудняет расчистку завалов и ведение восстановительных работ.

Наиболее эффективные завалы устраиваются путем обрушения внутрь тоннеля обломков обделки и значительных масс породы, прилегающих к тоннельной выработке. Такие завалы осуществляются только взрывным способом. Менее эффективны завалы, образуемые преднамеренным крушением в тоннеле двух встречных поездов. Тоннельная обделка остается неповрежденной, что облегчает расчистку.

При полном разрушении небольшие тоннели разрушаются по всей длине, а большие – не менее чем в трех местах: оба входа и средний участок, при общей их протяженности 50–70 м. В этом случае противнику придется практически строить тоннель заново или прокладывать обход.

При частичном разрушении тоннеля разрушается только один какой-либо участок: один из входов, или средняя часть протяженностью примерно 15–20 м. Разрушение средней части предпочтительнее, поскольку расчистить завал здесь труднее.

Выбор разрушаемых участков и определение их длины зависит от протяженности и глубины заложения тоннеля, возможности устройства обходов, наличия времени, сил и средств, а также от поставленной задачи.