Заграждение и разминирование железных дорог, страница 2

Масса и расположение зарядов должны учитываться при максимальном использовании действия силы тяжести элементов разрушаемого сооружения. Взрыв заряда в этом случае должен только надломить сооружение, а обрушение его будет происходить под действием собственного веса и других усилий, возникающих при этом.

Заряды следует располагать, преимущественно укрыто, внутри элементов сооружения (в зарядных устройствах, выделываемых в виде рукавов, ниш, шурфов и т.п.). Если устанавливаются наружные заряды, то их следует надежно закрепить и максимально защитить от внешних воздействий (осколков, ударной волны, светового излучения и т.п.).

Способы взрывания и взрывные сети во всех случаях обязательно должны дублироваться, т.е. при огневом способе взрывания в каждом заряде должны быть две зажигательные трубки, а взрывные сети такими же вторыми сетями или электровзрывная сеть дублируется сетью из детонирующего шнура и наоборот.

При подготовке разрушения мостов целесообразно применять электровзрывные сети, так как сети из детонирующего шнура не исключают возможности их преждевременного взрыва при попадании в них раскаленных осколков во время бомбежки (обстрела) моста. В то же время при подготовке разрушения тоннелей, в которых проходят кабели высокого напряжения, а, следовательно, возможно наличие блуждающих токов, лучше использовать сети из детонирующего шнура.

7.4 Разрушение металлических мостов

При восстановлении всех мостов наиболее трудоемким является сооружение опор. Поэтому опоры всегда должны быть разрушены. Пролетные же строения следует подрывать лишь в тех случаях, когда после обрушения они могут оказаться пригодными для использования.

При обрушении пролетных строений они должны загромождать ось моста, чтобы затруднить противнику его восстановление на прежней оси. Подрывание же пролетных строений следует осуществлять так, чтобы разборка их при расчистке оси моста (или русла реки) также представляли большие трудности. В соответствии со сказанным могут быть рекомендованы различные методы (схемы) разрушения металлических мостов, зависящие от длины пролетов и от конструкции пролетных строений.

7.4.1 Разрушение металлических мостов с пролетами длиной более 25 метров

При пролетах длиной более 25 метров (рисунок 7.1) опоры следует разрушать по так называемому косому сечению, т.е. так, чтобы решетчатое пролетное строение обрушалось и падало на бок. Заряды в соседних опорах располагаются (в плане) по разные стороны от оси моста. Это приводит к тому, что пролетное строение падает так, как это показано на рисунке 7.1в, загромождая ось моста и скручиваясь в средней своей части. Для облегчения такого скручивания нижние пояса (а при езде поверху – верхние) обоих пролетных строений ослабляются взрывом вспомогательных контактных зарядов, располагаемых примерно на середине длины пролета в узлах с максимальным числом пересекающихся элементов решетки.

Эти заряды устанавливаются на поясах со стороны оси моста, и масса их рассчитывается по формуле:

                                         C=0,25L+10 кг,                                          (7.1)

где С – масса заряда, кг

            L – длина пролета, м

Рисунок 7.1 – Разрушение металлического моста с пролетами более 25 м:

а и б – расположение зарядов; в – характер обрушения пролетных строений;

С1 и С2 – заряды в опорах; С3 – заряды в поясах пролетных строений;

R – радиус разрушения

Число зарядов в опорах зависит от размеров опоры в плане и по высоте. Размер опоры в плане определяется в основном числом железнодорожных путей, проходящих по мосту, и размерами пролетных строений, опирающихся на нее.

Для промежуточных опор под один путь, ширина которых не превышает трех размеров по толщине, и при высоте их до 15м, достаточен один заряд (рисунок 7.2,а).

Рисунок 7.2 – Расположение зарядов в опоре моста под один путь

при высоте опоры: а – до 15 м , б – более 15 м . 1 – заряды ВВ

Он размещается в рукаве, выделанном на 1/3 толщины опоры, или в нише. В обоих случаях на расстоянии 1/4 ширины опоры, считая от ее торца (или оси), или на вертикальной линии, проходящей через одну из ферм пролетного строения, и на высоте примерно 0,5–1 м от поверхности воды или грунта (на суходоле).

При высоте опор больше 15м необходимо располагать по высоте два заряда: нижний заряд помещается аналогично первому случаю (когда высота опоры менее 15м), а верхний – на той же вертикальной линии на расстоянии двух радиусов разрушения от нижнего (рису-нок 7.2,б).

В опорах под два пути (рисунок 7.3) необходимо применять два заряда, располагаемых в нишах. Один заряд, нижний, располагается, как и в предыдущем случае, а второй – на вертикальной оси опоры так, чтобы линия, соединяющая центры обоих зарядов, образовала бы с горизонтом угол, примерно равный 45 град.

Рисунок 7.3 – Расположение зарядов в опоре моста под два пути:

а – расположение зарядов; б – опора после разрушения; 1 – заряды ВВ;

2 – линия обрушения

Заряды в устоях размещаются в рукавах, выделанных на 2/3 толщины опоры, или в нишах. Однако для разрушения устоев, имеющих в плане Т-образную или П-образную форму, заряды целесообразнее размещать в земляном полотне в шурфе за тыльной стенкой устоя (рисунок 7.4).

Подпись: Рисунок 7.4 – Подрывание береговых мостовых опор (устоев) сосредоточенными зарядами в шурфе: 1 – заряд ВВ; 2 – шурф; R – радиус разрушения; 
h – глубина заложения заряда














Для размещения зарядов могут быть в ряде случаев использованы также заблаговременные зарядные устройства (ЗЗУ), которые имеются в некоторых капитальных мостах (создаются при их возведении). Такие ЗЗУ могут устраиваться в виде рукавов и ниш в опорах толщиной до 2м; трех – пяти труб диаметром около 0,3м в опорах толщиной до 3м (рисунок 7.5); колодца с двумя галереями, оканчивающимися зарядными камерами (рисунок 7.6) – в опорах толщиной более 3м.

Рисунок 7.6 – Заблаговременные зарядные устройства (ЗЗУ) в опорах толщиной более 3м: а – бык без ледореза; б – бык с ледорезом; 1 – камеры для заряда; 2 – минные колодцы; 3 – галереи; 4 – пазы для удержания забивки

 

Рисунок 7.5 – Заблаговременные зарядные устройства (ЗЗУ) (минные трубы) в опорах толщиной до 3 м: 1 – заряды ВВ;

2 – минные трубы

 
Диаметр (или сторона квадрата) сечения колодца принимается 0,6–1м. Глубина труб и колодцев равна высоте опоры. Вверху ЗЗУ закрываются крышкой и маскируются под материал и цвет облицовки опоры. ЗЗУ обнаруживаются по технической документации сооружения или простукиванием.

Масса зарядов ВВ определяется по формуле: