Нервно-психическое развитие детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей

Страницы работы

Содержание работы

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей.

Отрицательное влияние отсутствия родительского попечения на общее развитие младенцев известно давно. К 40-50-м годам нашего столетия в ряде исследований было убедительно доказано, что воздействие фактора материнской депривации на нервно-психическое развитие (НПР)детей особенно губительно на ранних этапах онтогенеза. Было установлено, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни приводит к тяжелым эмоциональным нарушениям, отклонениям в формировании личности.

Нервно-психическое развитие является важным показателем здоровья детей.

В нашем исследовании оценка НПР детей была произведена у 52 детей, оставшихся без попечения родителей и у 50 детей, воспитывающихся в семье.

Изучение НПР детей основной группы и группы сравнения производилось по следующим показателям : развитие движения, овладения навыками социальной адаптации, ручной умелости, развитие речи с помощью возрастных центильных графиков.

Нами отмечено, что у 95,4% детей первого года жизни в контрольной группе НПР соответствует возрасту, на втором году – у 96,9%, на третьем году – 97,3%. У детей основной группы НПР наоборот снижалось с 22,2% на первом году жизни, до 14,9% на третьем году жизни.

           

У обследованных детей первого года жизни оказалось снижение реакции на окружение и обслуживающий персонал. Во время бодрствования большинство детей, предоставленные сами себе, почти не издавали звуков, подолгу лежали безучастно, ни на чем не фиксировали взгляда, почти не обращали внимание на яркие игрушки. К 8-9-ти месяцам у многих детей этого возраста еще не были сформированы реакции, определяемые словами «На», «Дай!», «Возьми!». Дети позже начинали ползать, вставать, стоять у барьера кроватки или манежа, самостоятельно садиться, позже овладели навыками самостоятельной ходьбы.

В контрольной группе дети, в основном, стали сидеть в 5-6 месяцев как мальчики, так и девочки, только 25,8% детей стали сидеть после 6 месяцев, в то время как в основной группе дети стали сидеть после 6 месяцев в 66,8%.

Согласно данных обследования 50% девочек и 60,7% мальчиков основной группы начали ходить после 1-го года. Мальчики и девочки контрольной группы начали ходить к 11-12 месяцам, только 13,8% детей контрольной группы стали ходить после 1-го года.

Другим показателем НПР является возраст, в который ребенок начинает говорить.

Только 41,5% детей основной группы стали говорить к 1 году 4 месяцам и позже, причем развитие речи у мальчиков несколько отстает от девочек. У девочек основной группы развитие речи и её показатели лучше, чем у мальчиков. К 1-му году стали говорить 11,8% девочек и только 9,9% мальчиков. В контрольной группе 62,4% детей к году уже начали говорить (девочки 65,3%, мальчики 59,6%).

Анализ оценки НПР детей, оставшихся без попечения родителей показал, что большой процент этих детей имеет задержку (более 3-х эпикризных сроков), обусловленную, прежде всего широкой распространенностью заболеваний нервной системы. Немаловажную роль играет такой фактор, как недоношенность особенно большое значение имеет масса тела ребенка при рождении, а также гипоксия и асфиксия плода в родах.

Наличие асфиксии.

Группы обследованных детей.

Основная

Контрольная

Отсутствовали.

72,9%

86,3%

Диагностированы.

27,1%

13,7%

При сравнении детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, отмечена существенная разница: дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, живущих в семье по эмоциональному тонусу, познавательной активности, которые выражаются в вялости, апатичности, отсутствии жизнерадостности, упрощении эмоциональных проявлений. Это ложится в основу формирования личности ребенка. У детей не возникает привязанности к взрослому, они недоверчивы и пассивны. У детей второго и третьего годов жизни, оставшихся без попечения родителей, к перечисленным особенностям прибавляются пониженная любознательность, отставание в развитии речи, отсутствие самостоятельности. У большинства из «Социальных» детей отмечались стереотипные движения в виде раскачивания телом, потирания рук, верчения головой, сосание пальцев рук, воротничков одежды. Становление речи явно задерживалось, запас слов был малым, превалировала однословная речь, без построения фраз. Дети не реагировали активно на обращенную к ним речь бытового тембра и громкости, но зато адекватно реагировали на императивную речь (приказ). У детей, оставшихся без попечения родителей, характерны искажения в общении со взрослыми. Так у них обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, человеческом тепле, ласке, положительных эмоциях, но возникает полная неудовлетворенность этой потребностью. Малое количество обращений взрослых к детям, снижение в этих контактах личностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленное на регламентацию поведения.

Таким образом, проявление задержки НПР у  детей, оставшихся без попечения родителей, является результатом фактора сиротства, который в свою очередь тем более значим, чем в более раннем возрасте начинает действовать.

Депривационные проявления задержки НПР  детей, оставшихся без попечения родителей, должны привлечь внимание специалистов (педиатров, педагогов, психологов и др.) к разработке, лечению, коррекции и профилактике вышеперечисленных расстройств с направленностью лечебно- профилактических мер на смягчение последствии материнской депривации.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Медицина
Тип:
Доклады
Размер файла:
57 Kb
Скачали:
0