5. Влияние ограниченной видимости сигналов на безопасность
движения поездов
5.1 Опасность ограниченной видимости
Важнейшим фактором в обеспечении безопасности движения поездов при производстве путевых работ является хорошая видимость в сторону приближающегося поезда. Это позволяет своевременно обнаружить приближение поезда и принять необходимые меры по подготовке участка работ к безопасному пропуску поезда. Многие факторы, такие, как рабочая поза, напряженность труда, шум, вибрация, время суток, погодные условия и другие, могут содействовать улучшению или ухудшению видимости. В распоряжении работающего должно быть достаточно времени с момента обнаружения приближающегося поезда для того, чтобы привести путь в рабочее состояние, вынести инструмент и выйти самому за пределы габарита приближения строений. Плохая видимость, как правило, связана с участками пути, расположенными в кривых, выемках, лесных массивах. В действующих правилах и инструкциях предъявляются повышенные требования к обеспечению безопасности путевых работ на таких участках.
При проектировании новых железных дорог на участках с плохой видимостью целесообразно уширять полосу отвода, применять более пологие откосы выемок, избегать кривых малых радиусов. Это позволит улучшить условия видимости, сократить установку дополнительных сигналистов, более рационально разместить сигналы и сигнальные знаки.
Практика эксплуатации показала недостаточную надежность радиоканала. Это прежде всего связано с низким расположением антенны носимой радиостанции и в результате появления экранирующего влияния подвижного состава, рельефа местности и т. д. Кроме того, при работе антенны вблизи тела человека существенно ухудшается характеристика самой антенны. Все это обусловливает низкую надежность радиоканала в сложных условиях плана и профиля железнодорожного пути. Все вышеуказанное позволяет утверждать о неперспективности радиоканала в устройствах оповещения без использования волноводов. Пока не будет конкретизирован канал связи, трудно рассчитывать на успешное решений использования средств оповещения в путевом хозяйстве. Железнодорожный транспорт работает круглосуточно, поэтому нельзя ограничиваться рассмотрением понятия видимости только в светлое время суток, так как она должна быть обеспечена в необходимых случаях и в темное время, а также в туман, метель, дождь.
Согласно Инструкции по сигнализации при видимости дневных сигналов остановки (из-за тумана, метели, дождя, снега) на расстоянии менее 1000 м, сигналов уменьшения скорости менее 400 м, устанавливаются ночные сигналы. Неосвещаемые постоянные и временные путевые и сигнальные знаки локомотивные и другие бригады могут увидеть благодаря освещению их имеющимися на подвижных единицах устройствами (лобовым прожектором, осветительными фарами). Однако на отечественных локомотивах применяются конструкции прожекторов, которые нельзя повернуть. Поэтому на кривых участках пути световой луч от такого прожектора уходит в сторону и машинист локомотива плохо видит необходимый путевой сигнал или сигнальный знак. Это обстоятельство (до усовершенствования конструкции прожектора на локомотивах) работники путевого хозяйства должны учитывать при производстве работ и осмотре пути в условиях плохой видимости. Отсутствие четкого определения условий плохой видимости в ряде случаев затрудняет действие руководителя работ, заставляет его опираться только на свой опыт при установлении условий плохой видимости, границ участка с такими условиями, не позволяет заблаговременно планировать порядок расстановки сигналистов, место установки сигналов и сигнальных знаков, порядок движения съемных подвижных единиц.
5.2 Факторы, влияющие на дальность видимости
Дальность видимости определяется реакцией глаза, светотехническими характеристиками сигналов и прозрачностью атмосферы. Реакция глаза человека зависит от его состояния, поэтому на железнодорожном транспорте утверждены специальные правила медицинского освидетельствования лиц, поступающих на работу, и периодического переосвидетельствования их в дальнейшем. Различия между сигналами (предметами) и фоном определяются разрешающей способностью глаза и яркостным контрастом. Разрешающая способность глаза характеризуется наименьшим расстоянием между двумя точками, начиная с которых их изображения сливаются, что называется линейным или угловым пределом разрешения и при нормальном зрении в благоприятных условиях соответствует минимальному разрешающему углу в градусах. Чем больше расстояние между двумя точками и чем меньше расстояние от них до глаза, тем больше разрешающая способность глаза. Поэтому наш глаз на определенном расстоянии более четко воспринимает форму сигнала, чем надписи и различные обозначения на них. Разрешающая способность глаза имеет большее значение при необходимости различия мелких объектов. Всякий сигнал или предмет воспринимается глазом только в том случае, если он по яркости и цвету отличается от того фона, на котором он находится. Если сигнал или предмет по яркости и цвету одинаков с фоном или мало от него отличается, то глаз не различает его на этом фоне. Это уже опасно как для безопасности движения, так и для производства работ.
Контраст в зависимости от яркости фона и объекта определяется по формуле
(5.1)
где − яркость фона, кд/м2;
− яркость объекта, кд/м2.
Способность глаза воспринимать наименьшие контрасты называется контрастной чувствительностью. Мерой ее служит обратное значение наименьшего воспринимаемого глазом контраста. Наименьшее значение К (порог контрастной чувствительности глаза), при котором руководитель работ, машинист или сигналист способен заметить сигнал или предмет, в среднем составляет 0,01-0,02. Чем больше значение К, тем резче различается сигнал или предмет на фоне неба, леса, травы, балласта. По мере увеличения расстояния восприятие глазом различия между сигналами или предметами и фоном снижается. Причины такого ухудшения видимости связаны, во-первых, со свойствами глаза, о чем говорилось выше, и, во-вторых, с увеличением толщины слоя воздуха. В воздухе из-за его мутности (пыли, газов, водного пара и т. д.) лучи света ослабляются. Например, зеленый переносной сигнал на фоне леса днем в хорошую погоду виден сравнительно хорошо, так как он светлее леса, но в туман или дождь видимость его может настолько снизиться, что глаз не различит этот сигнал на том же фоне (т. е. яркостной контраст окажется ниже порога контрастной чувствительности глаза).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.