3. Теория Пола Самуэльсона – конкурентная цена: на цену влияют и издержки и ценность товара.
Установление цены на основе затратного метода.
В промышленности.
Цена = с.с. + прибыль + НДС
Виды себестоимости:
Прямые затраты:
1.сырье, п.ф., комплектующие
2.оплата труда основных производственных работников
3.прочие прямые затраты
+
Косвенные затраты:
Цеховые
Фабрично-заводские
=Общезаводская (фабрично-заводская) с.с.
+Расходы на реализацию (хранение, комплектация, вывоз)
=Полная себестоимость
Полная с.с + прибыль = цена производителя
Ценна производителя + акцизы = свободная отпускная цена производителя с акцизом, но без НДС
свободная отпускная цена производителя с акцизом, но без НДС + НДС = свободная отпускная цена производителя с акцизом и НДС
свободная отпускная цена производителя с акцизом и НДС + наценка розничной торговой сети = розничная цена
Пример:
Полная с.с. – 100 р., прибыль – 30 р. Акциз – 20% НДС – 18 %. Найти отпускную цену с налогами.
Акциз – доля налога в цене с этим налогом.
130 р – 100-20%
Х – 100% (Х=162,5 – цена с акцизом без НДС)
Сумма НДС = 162, 5 х0,18 = 29,2
Итоговая цена: 162,5 +29,2=191,7 р.
В общественном питании.
Структура продажной цены кулинарной продукции (равноценна розничной цене, т.к. товар реализуется на потребительском рынке).
Закупочная цена сырья + наценка = Продажная цена кулинарной продукции
Наценка = издержки производства и обращение + НДС + прибыль
Себестоимость в ОП формально не рассчитывается, но по сути она существует:
Структура себестоимости:
Затраты на производство (сырье по закупочной стоимость + издержки производства) + затраты на реализацию (издержи обращения – на реализацию; издержки на организацию потребления) = с.с.кулинарной продукции
На практике цена на кулинарную продукцию устанавливается методом калькуляции: на основе норм расхода сырья (Сборник рецептур).
В административно-командной экономике калькуляция продажной цены осуществлялась следующим образом:
1.определялась цена блюда по закупочным стоимостям сырья
2.устанавливалась и рассчитывалась наценка в % в целом по блюду
В современной практике: наценка устанавливается на отдельные виды сырья и сразу включается при расчете стоимости блюда; т.е. она м.б. разной на разные виды сырья!
Факторы, влияющие на цены ПП.
1 группа – управляемые самим предприятием:
1. Жизненный цикл продукции
2. Ассортимент (заменяемые, дополняемые виды блюд)
3. Сегментация и позиционирование блюд
4. Использование торговой марки
2 группа – управляемые потребителем
1. Требования в основе которых платежеспособный спрос
2. Выгоды
3. Полезность (потребительская стоимость)
4. Форма продажи
3 группа – рыночные факторы
1. Конкуренция
2. Окружение
Важным фактором, влияющим на цену является спрос.
Количественный показатель, характеризующий изменение спроса в зависимости от изменения цены – коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены. Если к больше 1 – спрос эластичный; т.е. процентное изменение количества проданной продукции больше процентного изменения цены.
Задача. Цена увеличилась с 20 до 25 рублей; объем покупок снизился с 200 тыс. до 180 тыс. Определить коэфф. Ценовой эластичности спроса:
Кэл = ((200 -180) /200)/(25-20)/20 = 0,4 - спрос неэластичный
Показывает, что каждый % повышения цены приводит к снижению спроса на 0,4%.
Ценовая политика м.б. ориентирована, в основном, на:
1) ПП, ориентированные на узкий контингент – рост дохода и прибыли за счет роста наценки;
2) ПП, ориентированные на широкий сегмент – рост объема продаж, меньшая наценка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.