Издержки производства и обращения предприятий питания. Особенности учета затрат, страница 4

3.  Теория Пола Самуэльсона – конкурентная цена: на цену влияют и издержки и ценность товара.

Установление цены на основе затратного метода.

В промышленности.

Цена = с.с. + прибыль + НДС

Виды себестоимости:

Прямые затраты:

1.сырье, п.ф., комплектующие

2.оплата труда основных производственных работников

3.прочие прямые затраты

+

Косвенные затраты:

Цеховые

Фабрично-заводские

=Общезаводская (фабрично-заводская) с.с.

+Расходы на реализацию (хранение, комплектация, вывоз)

=Полная себестоимость

Полная с.с + прибыль = цена производителя

Ценна производителя + акцизы  = свободная отпускная цена производителя с акцизом, но без НДС

свободная отпускная цена производителя с акцизом, но без НДС + НДС =  свободная отпускная цена производителя с акцизом и НДС

свободная отпускная цена производителя с акцизом и НДС + наценка розничной торговой сети = розничная цена

Пример:

Полная с.с. – 100 р., прибыль – 30 р. Акциз – 20%  НДС – 18 %. Найти отпускную цену с налогами.

Акциз – доля налога в цене с этим налогом.

130 р – 100-20%

Х – 100%              (Х=162,5 – цена с акцизом без НДС)

Сумма НДС = 162, 5 х0,18 = 29,2

Итоговая цена: 162,5 +29,2=191,7 р.

В общественном питании.

Структура продажной цены кулинарной продукции (равноценна розничной цене, т.к. товар реализуется на потребительском рынке).

Закупочная цена сырья + наценка = Продажная цена кулинарной продукции

Наценка = издержки производства и обращение + НДС + прибыль

Себестоимость в ОП формально не рассчитывается, но по сути она существует:

Структура себестоимости:

Затраты на производство (сырье по закупочной стоимость + издержки производства) + затраты на реализацию (издержи обращения – на реализацию; издержки на организацию потребления) = с.с.кулинарной продукции

На практике цена на кулинарную продукцию устанавливается методом калькуляции: на основе норм расхода сырья (Сборник рецептур).

В административно-командной экономике калькуляция продажной цены осуществлялась следующим образом:

1.определялась цена блюда по закупочным стоимостям сырья

2.устанавливалась и рассчитывалась наценка в % в целом по блюду

В современной практике: наценка устанавливается на отдельные виды сырья и сразу включается при расчете стоимости блюда; т.е. она м.б. разной на разные виды сырья!

Факторы, влияющие на цены ПП.

1 группа – управляемые самим предприятием:

1.  Жизненный цикл продукции

2.  Ассортимент (заменяемые, дополняемые виды блюд)

3.  Сегментация и позиционирование блюд

4.  Использование торговой марки

2 группа – управляемые потребителем

1.  Требования в основе которых платежеспособный спрос

2.  Выгоды

3.  Полезность (потребительская стоимость)

4.  Форма продажи

3 группа – рыночные факторы

1.  Конкуренция

2.  Окружение

Важным фактором, влияющим на цену является спрос.

Количественный показатель, характеризующий изменение спроса в зависимости от изменения цены – коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены. Если к больше 1 – спрос эластичный; т.е. процентное изменение количества проданной продукции больше процентного изменения цены.

Задача. Цена увеличилась с 20 до 25 рублей; объем покупок снизился с 200 тыс. до 180 тыс. Определить коэфф. Ценовой эластичности спроса:

Кэл = ((200 -180) /200)/(25-20)/20 = 0,4  - спрос неэластичный

Показывает, что каждый % повышения цены приводит к снижению спроса на 0,4%.

Ценовая политика м.б. ориентирована, в основном, на:

1)  ПП, ориентированные на узкий контингент – рост дохода и прибыли за счет роста наценки;

2)  ПП, ориентированные на широкий сегмент – рост объема продаж, меньшая наценка