Общественное питание на потребительском рынке. Вопросы и задания для обсуждения, страница 2

1)  Федеральная служба государственной статистики, http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d05/20-04.htm

Вопросы для самопроверки

1.  Перечислить критерии, по которым можно классифицировать предприятия в отрасли общественное питание.

2.  Указать документальные источники, в которых даны нормы отнесения предприятий питания к определенной

3.   

4.  организационно-правовой форме, к определенному типу и классу. Определить какой характер носят эти нормы: обязательный или рекомендательный.   

5.   

  1. Назвать критерии отнесения предприятий к малым. Указать критерий, используется в общественном питании. Определить какие предприятия питания относятся к малым.
  2. Определить, каково современное значение присвоения предприятию питания типа и класса.  Выявить, с чем связаны исторические предпосылки (советского периода) создания данной типологии.   
  3. Указать значение выделения малых предприятий питания в общей структуре – с точек зрения предпринимателя, государства и рынка.
  4. Перечислить  основные интеграционные формы в сфере общественного питания,  привести примеры.
  5. Указать причины тенденции к интеграции в общественном питании.  

Тема 4. Общественное питание и рынок материальных ресурсов

Материальные ресурсы являются одним из основных факторов, влияющих на эффективность функционирования деятельности общественного питания. Выступая в качестве орудий и средств труда, материальные ресурсы создают материально-технические условия для осуществления процесса воспроизводства.

Материальные ресурсы общественного питания представляют собой выраженные в натурально–вещественной форме ресурсы, принимающие участие в процессе хозяйственной деятельности отрасли.  Материальные ресурсы включают в себя основные фонды, оборотные фонды, а также часть фондов обращения отрасли. Совокупность материальных ресурсов составляет имущество отрасли. 

Функционируя в рыночной системе, общественное питание  является потребителем рынка материальных ресурсов, прежде всего, рынков сырья и оборудования.  

Особенности потребляемых общественным питанием материальных ресурсов во многом определяются выполняемыми отраслью функциями: производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.   Специфика сочетания производственных и торговых функций ведет к соответствующей потребности отрасли в техническом оснащении как производственным, так и торговым оборудованием, что в свою очередь определяет широту сегмента рынка оборудования, на котором общественное питание выступает как потребитель.   

Анализ потенциальных для общественного питания материальных ресурсов предполагает прежде всего оценку  ресурсов с точки зрения их цены и качества, а также оптимального соотношения этих параметров.

В настоящее время рынок основных фондов общественного питания перенасыщен.  Оборудование предлагается широким спектром как отечественных, так и импортных поставщиков.  В качестве основных стран-производителей, занимающих наибольший сегмент российского рынка, можно выделить Россию и Италию.

Не менее важным для общественного питания является и взаимодействие с рынком сырья и товарных запасов.  При выборе сырьевых источников перед отраслью встает аналогичная проблема альтернативного выбора между отечественными и импортными каналами поступления сырья.  На данный момент по большинству групп сырья (мясо-рыбного, молочно-жирового, овощного) общественное питание пользуется услугами российских производителей.  Однако значительная доля сырья поступает из-за рубежа, особенно это касается отдельных специфический групп товаров.  Выбор поставщика зависит от сегмента отрасли общественного питания, вида сырья и обуславливается соотношением цены и качества предлагаемого ресурса.

Рациональность выбора источников сырья и оборудования оказывает влияние на эффективность деятельности отрасли, поэтому немаловажное значение имеет изучение рынка материальных ресурсов.