машинное отделение могут быть затоплены каждый в отдельности при любом варианте их нагрузки вплоть до порожнего состояния без опасности для судна в целом с точки зрения его непотопляемости. Непотопляемость судна при затоплении отсеков №2 и №3 зависит от загрузки этих отсеков и остойчивости до затопления
При такой загрузке судно удовлетворяет требованиям по непотопляемости. Это выясняется из таблицы на стр. 71 [2], так как минимально допустимое количество груза во 2-ом отсеке Pmin2=701,9 (т), в 3-ем отсеке Pmin3=1302,9.
∑Р2= 2538,2(т) > Pmin2=701,9(т),
∑Р3= 2722,4(т) > Pmin3=1302,9(т).
2.4 Расчёт грузового плана и параметров мореходности во втором приближении.
Для устранения дифферента на нос, недостаточной местной прочности:
Перенесем из 1 верхнего твиндека 200 т груза в 4 трюм. Тогда размещение груза и запасов будет выглядеть следующим образом:
наименование танков |
P |
z |
mz |
x |
mx |
δm |
||||||
Тяжелое топливо ρ=0,95т/м3 |
||||||||||||
Диптанк : |
220,5 |
6,23 |
1374 |
17,0 |
3749 |
0 |
||||||
№ 1 ЛБ |
||||||||||||
№ 1Пр. Б. |
174,4 |
4,7 |
818,1 |
17,0 |
2964,8 |
0 |
||||||
Всего |
394,9 |
|||||||||||
Дизельное топливо ρ=0,86т/м3 |
||||||||||||
Танк: |
33,0 |
0,14 |
4,6 |
-17,4 |
-574,2 |
414 |
||||||
№ 5 ДП |
||||||||||||
№ 7Пр.Б. |
30,4 |
0,87 |
26 |
-34,2 |
-1040 |
0 |
||||||
расходный ЛБ |
10,9 |
7,14 |
78 |
-45,9 |
-500 |
0 |
||||||
Пр.Б. |
9,7 |
7 |
68 |
-45,9 |
-445 |
0 |
||||||
Всего |
84,0 |
0 |
||||||||||
Масло ρ=0,9т/м3 |
||||||||||||
Танк: |
19,9 |
0,87 |
17,0 |
-30,3 |
-603,0 |
0 |
||||||
№ 8 Л. Б. |
||||||||||||
№ 2 Пр. Б. |
3,9 |
6,34 |
24,7 |
-41,5 |
-161,9 |
0 |
||||||
Всего |
23,8 |
|||||||||||
Вода котельная ρ=1.0т/м3 |
||||||||||||
Танк: |
36,3 |
0,92 |
33,0 |
-41,4 |
-1503 |
0 |
||||||
№ 8 ЛБ |
||||||||||||
№ 8 Пр. Б. |
12,1 |
0,45 |
5,5 |
-40,5 |
-490,1 |
0 |
||||||
Всего |
48,4 |
|||||||||||
Вода питьвая ρ=1.0т/м3 |
||||||||||||
Танк: |
30,6 |
8,7 |
266,6 |
-48 |
-1468,8 |
0 |
||||||
Пр.Б.,ЛБ(питьевая) |
||||||||||||
Вода мытьевая ρ=1.0т/м3 |
||||||||||||
Танк: |
30,1 |
8,7 |
261,2 |
-47,9 |
-1441,8 |
0 |
||||||
Пр.Б.,ЛБ(мытьевая) |
||||||||||||
Всего |
611,8 |
2976,7 |
-1514,0 |
414 |
||||||||
С учетом поправки |
611,8 |
3390,7 |
-1514,0 |
|||||||||
Груз, УПО=1,14 |
||||||||||||
Помещение |
Р,т |
z,m |
mz, тм |
х,м |
мх,тм |
|||||||
Трюм №1 |
575,3 |
5,2 |
2991,6 |
48,4 |
27844,5 |
|||||||
Твиндек №1 |
604,8 |
10,35 |
6259,7 |
48,9 |
29574,7 |
|||||||
В. твиндек №1 |
353,1 |
14,2 |
5014,0 |
50,2 |
17725,6 |
|||||||
Трюм №2 |
1484,0 |
3,28 |
4867,5 |
29,4 |
43629,6 |
|||||||
Твиндек №2 |
1054,2 |
9,75 |
10278,5 |
29,9 |
31520,6 |
|||||||
Трюм №3 |
1708,7 |
3,5 |
5980,5 |
4,1 |
7005,7 |
|||||||
Твиндек №3 |
1013,7 |
9,55 |
9680,8 |
4,1 |
4156,2 |
|||||||
Трюм №4 |
1789,6 |
3,67 |
6567,8 |
-17,1 |
-30602,2 |
|||||||
Твиндек №4 |
1006,9 |
9,6 |
9666,2 |
-17,2 |
-17318,7 |
|||||||
Трюм №5 |
256,0 |
5,82 |
1489,9 |
-54,6 |
-13977,6 |
|||||||
Твиндек №5 |
470,9 |
9,57 |
4506,5 |
-57 |
-26841,3 |
|||||||
В. твиндек №5 |
672,9 |
13,47 |
9064,0 |
-57,3 |
-38557,2 |
|||||||
Грузы |
10990 |
- |
77324,8 |
- |
39889,9 |
|||||||
Запасы |
611,8 |
- |
80715,5 |
- |
-1514 |
|||||||
Всего |
11601,8 |
- |
79757,7 |
- |
32645,9 |
|||||||
Мх и Mz определяем по формулам: Мz=Р*z и Мх=Р*х.
Δ=Δпор+DW=5400+11601,8=17001,8 (т).
Рассчитываем сумму положительных моментов МхH части дедвейта расположенного в нос от миделя: МхH =161456,9 (т*м).
Осадки носом и кормой определяем по “Диаграмме осадок носом и кормой т/х “Новгород”. В диаграмму входим со своим значением дедвейта DW, моментом дедвейта относительно миделя Мх и плотностью забортной воды ρ=1,033 (т/м3):
dн=8,41 (м); dк=8,65 (м).
Определим среднюю осадку: (м).
Определим дифферент: (м).
Высчитываем метацентрическую высоту:
h= zm - ( Mz+Mzп) / (DW + Δп )= 8,48– ( 79757,7+ 47500) /
( 11601,8 + 5400 )= 1,0 (м).
h= 1,0(м).
Период бортовой качки на тихой воде τ определяем на “Диаграмме контроля остойчивости” по величине метацентрической высоты h горизонтальным переносом на крайнюю правую шкалу τ:
τ=16,0(с).
Стрелку перегиба корпуса судна снимаем с “Диаграммы контроля прочности”, по известным DW, МхH и Df.
f=3,8 (см).
Проанализируем полученный грузовой план:
Посадка: судно удовлетворяет всем нормам по посадке, так как
dн=8,41 >3,45 (м); dк=8,65 >5,55(м); Df =-0,24
Остойчивость: судно удовлетворяет требованиям по остойчивости, так как
hдоп.1<h< hдоп.3; 0,03<1,0<2,98 и h>h доп.5 =0,61 (м)
Местная прочность:
№ |
ТР1 |
ТВ1 |
В.ТВ1 |
ТР2 |
ТВ2 |
ТР3 |
ТВ3 |
ТР4 |
ТВ4 |
ТР5 |
ТВ5 |
В.ТВ5 |
Максимальная нагрузка |
2240 |
653 |
440 |
4000 |
1280 |
5100 |
1301 |
5100 |
1310 |
485 |
702 |
949 |
Количество груза |
575,3 |
604,8 |
353,1 |
1484,0 |
1054,2 |
1708,7 |
1013,7 |
1789,6 |
1006,9 |
256,0 |
470,9 |
672,9 |
Местная прочность настилов второго дна, второй палубы проверяем, сопоставляя нагрузки от груза с максимально допустимыми нагрузками. В данном случае местная прочность удовлетворяется, так как меньше максимально допустимой.
Общая прочность: стрелка перегиба лежит в пределах между прямыми “Опасно – прогиб в рейсе” (МHх min = 79 кт*м) и “Опасно– перегиб в рейсе” (МHх мах= 168 кт*м):
МHх min= 103 кт*м < МHх= 161кт*м < МHх мах= 198 кт*м
Значит, общая прочность судна удовлетворяется.
Непотопляемость: При такой загрузке судно удовлетворяет требованиям по непотопляемости. Это выясняется из таблицы на стр. 71 [2], так как минимально допустимое количество груза во 2-ом отсеке Pmin2=701,9(т), в 3-ем отсеке Pmin3=1302,9(т):
∑Р2= 2538,2(т) > Pmin2=701,9(т),
∑Р3= 2722,4(т) > Pmin3=1302,9(т).
Построим диаграмму статической остойчивости, пользуясь универсальной диаграммой статической остойчивости. Полученные значения плеч статической остойчивости для каждого угла крена занесем в таблицу.
q° |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
ℓст. |
0,18 |
0,41 |
0,63 |
0,89 |
1,04 |
1,0 |
0,89 |
0,57 |
0,4 |
ℓd |
0,02 |
0,07 |
0,16 |
0,29 |
0,46 |
0,64 |
0,80 |
0,93 |
1,01 |
Масштаб |
17,5 |
35 |
52,5 |
70 |
87,5 |
105 |
123,5 |
140 |
157,5 |
Для правильного построения ДСО найдем h10, h30, h60:
h10=h=1,0 м;
h30=h+ δh10- δh30=1,0+0,02-0,01=1,01 м;
h60=h+ δh10- δh60=1,0+0,02-0,01=1,01м.
Для проверки правильности построения начального участка диаграммы строим проверочный треугольник, катеты которого равны метацентрической высоте и 1 радиану.
2.4.1 Контроль остойчивости по старым правилам
По правилам Регистра:
ℓmax=1,06(м)>0,2;
qmax=53°>30°;
qv=102°>60°.
Далее по ДСО определяем опрокидывающий момент МС при совместном действии качки и шквала. Предварительно рассчитаем условную амплитуду качки q2r.
q2r=k*X1*X2*Y
Параметры формулы выбираем из раздела 4.2 (2):
k – коэффициент, учитывающий влияние скуловых килей от процентного отношения площади килей АК к произведению L*B. Из задачника [2] берем значение k=0,96.
Х1 - функция от отношения ширины B к осадке d:
; Х1=1,0.
Х2 – функция от коэффициента общей полноты:
; Х2 = 0,96
Y- функция от отношения/B без поправок на свободные поверхности к ширине судна B.
м.
; Y=25
На диаграмме статической остойчивости кососимметрично изображаем её начальный участок в область отрицательных углов крена и проводим вертикаль через точку q2r. Затем подбираем такое положение прямой, параллельной оси 0q, которое
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.