ЭКСПЕРТНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕФЕКТОВ
ЛАКОКРАСОЧНОГО
ПОКРЫТИЯ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ
В.В. Бессонов,
Т.М. Черноиванова, ЮРЦСЭ
В
экспертной практике криминалистического исследования лакокрасочных
материалов и покрытий, как ЮРЦСЭ. так и других СЭУ, довольно часто,
особенно в последние годы, возникает необходимость в определении
показателей качества ЛКП изучаемых легковых автомобилей, в выявлении
дефектов ЛКП и объяснении причин их образования. Основные инициаторы
назначения экспертиз такого рода - суды (по рассматриваемым ими гражданским
делам)7 союзы зашиты прав потребителей и сами владельцы автотранспортных
средств, не удовлетворенные состоянием ЛКП кузова своего, еще относительно
нового автомобиля, и считающие, что видимые проявившиеся дефекты ЛКП
являются следствием нарушения технологии окраски кузова на
заводе-изготовителе транспортного средства; последние же, как правило,
оспаривают это предположение.
В
настоящем сообщении рассматриваются вопросы, связанные с дефектами окраски
автотранспортного средства; признаки и оценка коррозии металла кузовов
автомобилей, также негативно влияющая на внешний вид и защитные свойства
ЛКП, будут освещены в отдельном сообщении.
Наша
практика показала, что поступающие на исследование автомобилей, ЛКП которых
подлежат исследованию в вышеуказанных целях, как правило, производства
отечественных автозаводов - ВАЗ, ГАЗ; при этом установлено, что дефекты ЛКП
кузовов данных автомобилей носят либо производственный, либо
эксплуатационный характер (обычно имеет место совместное проявление
указанных дефектов, с преобладанием одного из видов).
Исследование
лакокрасочного покрытия кузова поступившего автомобиля включает в себя
предварительное знакомство с представленными материалами гражданского дела,
при их наличии, а также, согласно методическим разработкам
криминалистической экспертизы ЛКМиП [1], проведение внешнего осмотра и
микроскопического исследования ЛКГТ деталей кузова автомобиля и изъятых
экспертом образцов покрытия, при необходимости проводится анализ
химического состава слоев ЛКП комплексом инструментальных методов.
Механические повреждения кузова, дефекты ЛКП эксплуатационного характера
изучаются экспертами материаловедом и трасологом совместно.
При этом
обращается внимание на основные характеристики систем ЛКП, определяются их
стандартность либо отклонение от стандартности, особенности поверхностей,
толщина слоев и систем ЛКП в целом, оцениваются степень адгезии между
соседними слоями и окрашенной металлической деталью кузова, характер
дисперсности, распределения пигментов и т.д. Особое внимание обращается на
выявление и диагностику дефектов ЛКП, при этом отмечается их расположение
по элементам кузова, однородность по площади либо локальность, единичность
либо массовость проявления, определяются и регламентируемые количественные
показатели дефектности изучаемого ЛКП.
Полученная
информация и ее оценка позволяют провести распределение выявленных дефектов
ЛКП по характеру их образования - на дефекты эксплуатационного, либо
производственного происхождения. Первые обычно образуются в результате ДТП,
при ударах, в результате контактов покрытия кузова автомобиля с посторонними
предметами, в частности с твердыми
частицами абразивного характера (осколки камней, покрытия автодорог), при
продолжительном воздействии на ЛКП атмосферных факторов и т.д. Вторые
связаны, в основном, с нарушениями технологического режима окраски кузовов
автотранспортных средств и с использованием при этом лакокрасочных
материалов не надлежащего качества.
Главными
причинами малой долговечности защитно-декоративных ЛКП являются:
- низкое качество подготовки
поверхностей (металла, а также затем нанесенных по металлической
поверхности грунтовочных слоев ЛКМ) под окрашивание,
- использование
малопригодных лакокрасочных материалов,
- грубые нарушения основных
технологических требований окраски,
- применение
несоответствующего и плохо налаженного оборудования и т.д.
Дефекты
лакокрасочного покрытия отличаются своим многообразием и в экспертном
заключении признаки нарушения технологических процессов образования ЛКП
кузова исследуемого автотранспортного средства должны быть подробно
освешены, с обязательным объяснением конкретных многочисленных причин их
возникновения - как под влиянием внутренних, так и внешних факторов.
Экспертное
установление и классификация дефектов ЛКП на кузовах автомобилей должны
быть проведены строго в соответствии с терминологией нормативно-технической
документации [2-9]. Так, к основным видам разрушений ЖП относятся их
выветривание, грязеудержание, "меление", отслаивание, набухание,
растрескивание, растворение и т.д.; дефекты ЛКП могут проявляться в виде
потеков, "кратеров", пузырей, "оспин", "пор",
разнооттеночности, рисок, сморщивания, включений, "шагрени",
волнистости, изменения цвета и иных признаках на ЛКП.
После
определения и классификации дефектов ЛКП кузова исследуемого автомобиля в
заключении необходимо дать экспертную оценку внешнего вида, характеристик
дефектности ЛКП кузова, в том числе и по количественным показателям,
которая включает в себя оценку по
(а) декоративным свойствам
покрытия;
(б) защитным свойствам
покрытия;
(в) с их суммарной обобщенной
оценкой.
При этом
нарушение защитных и декоративных свойств ЛКП должно быть охарактеризовано,
в частности, следующими показателями - как в качественном, так и в
количественном их выражении:
(а) характер и размеры
(величина) разрушения;
(6) чередование, количество
разрушенных слоев в покрытии;
(в) площадь и глубина
разрушения покрытия;
(г) интенсивность, количество
дефектов (степень, интенсивность однородного разрушения; количество
дефектов при неоднородном, отдельном, локальном разрушении) и т.д.
Определение
стандартных типов дефектов ЛКП, характер площади, глубины разрушения
покрытий и т.д. нужно проводить с учетом сведений из регламентируемой
нормативно-технической документации, при этом руководствоваться
установленными системами оценки выявляемых дефектов с использованием
соответствующих оценочных шкал.
Дополнительные
сведения о контроле качества лакокрасочных материалов и покрытий,
подготовительных и окрасочных работах, ремонте, восстановлении ЛКП,
которые, несомненно, будут полезными экспертам, выполняющими экспертизы
подобного рода, подробно изложены в литературе [10-14].*
Пример
из экспертной практику ЮРЦСЭ
В
результате изучения ЛКП кузова автомобиля ВАЗ-21102 (автомобиль до одного
года эксплуатации - выпуска 1999 года, пробег относительно небольшой - 27
тысяч км) установлено, что кузов исследуемого автомобиля имеет как дефекты
ЛКП эксплуатационного характера (единичные), так и множественные признаки
дефектности ЛКП, носящие производственный характер; подробное описание
дефектов ЛКП и объяснение причин их возникновения приведено в экспертном
заключении,
В процессе
оценки декоративных свойств покрытия был установлен вид разрушения ЛКП,
характеризующий изменение декоративных свойств покрытия, -
"меление" (разрушение пигментированного слоя ЛКП,
сопровождающееся образованием свободных частиц пигмента). Данная экспертом
оценка степени разрушения по этому виду - 4 балла, то есть обозначение
оценки выявленного вида разрушения: "М4".
При оценке
защитных свойств покрытия установлен вид разрушения ЛКП, характеризующий
изменение защитных свойств покрытия - отслаивание, подвод -
"оспины" (углубления в ЛКП, не доходящие до окрашиваемой
поверхности; в данном случае - локальное отслаивание не всей системы ЛКП, а
поверхностного слоя эмали от нижерасположенного грунтовочного слоя). Оценка
дефекта данного вида: по площади разрушенного покрытия - 2 балла; по
размерам разрушения покрытия - 4 балла. Обозначение оценки данного
выявленного вида разрушения: "С2/4"
Согласно
общепринятой классификации лакокрасочных покрытий промышленных изделий по
их внешнему виду, покрытия легковых автомобилей малого класса, в том числе
выпускаемых на ВАЗе, относятся ко 2-му классу покрытия (из 7-ми
регламентируемых).
Требования
к поверхности ЛКП снижаются от 1-го к 7-му классу, при этом для покрытий
2-го класса кузовов а/м:
- допускаются незначительные:
сорность, шагрень, отдельные риски, штрихи. В указанной литературе, как и в
нормативно-технической документации, приводятся иллюстрации внешнего вида и
особенности дефектов ЛКП разного характера с их подробным описанием.
- не допускаются: потеки,
волнистость, разнооттеночность и иные дефекты, в том числе и выявленные в
ходе рассматриваемого примера отслаивания в ЛКП и "меление".
В итоге
экспертным путем было установлено, что отмеченные виды дефектов массового
проявления относятся к производственным, свидетельствуют о нарушении
технологических процессов образования лакокрасочного покрытия кузова
исследуемого автомобиля, - с указанием конкретных причин образования
дефектов. Это приводит к снижению защитных свойств кузова, ухудшению
декоративного вида, то есть качества ЛКП кузова автомобиля в целом.
При этом
установленная экспертом суммарная обобщенная оценка внешнего вида ЛКП по
комплексу изменений декоративных и защитных свойств покрытия согласно ГОСТу
была охарактеризована значением "АД5, АЗЗ"; по международному
стандарту 13О выявленный дефект защитных свойств ЛКП был оценен экспертом
значениями Ы2(54)" и "2(32)а ", дефект декоративных свойств
- значением "3(55)".
Указанная
диагностика по видам дефектов, в том числе и количественные оценочные
критерии позволяют дать объективную и единообразную (присущую как для
экспертов СЭУ, так и для специалистов-технологов заводских лабораторий
предприятий) оценку качества ЛКП кузова автомобиля. Оценка степени
существенности выявленных показателей дефектности ЛКП, что является основой
разбирательства по делу, на наш взгляд, относится к правовой стороне и
устанавливается судебным заседанием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Криминалистическое
исследование лакокрасочных материалов и покрытий. Методическое пособие для
экспертов Вып. 1, 2, 3. М.: ВПИИСЭ, 1988-1989 гг.
2. ГОСТ 9.072-77. ЕСЗКС
(Единая система защиты от коррозии и старения). Покрытия лакокрасочные.
Термины и определения.
3. ГОСТ9.032-74. ... Группы,
технические требования и обозначения.
4. ГОСТ9.407-84. ... Метод
оценки внешнею вида.
5. ИСО 4628/1-82.
Международный стандарт. Лаки и краски. Оценка разрушения лакокрасочных
покрытий. Определение интенсивности, количества и размеров типовых. дефектов
Ч. I. Основные принципы и шкалы оценки.
6. ИСО 4628/2-82.... Ч. 2.
Определение степени образования пузырей.
7. ИСО 4628/4-82.... Ч. 4.
Определение степени растрескивания.
8. ИСО 4628/5-82. ... Ч.
5. Определение степени отслаивания.
9. ИСО 4628/6-82.... Ч. 6.
Определение степени меления.
10. ЛапинВ.С., Волъберг В.В.
Ремонт и восстановление кузовов автомобилей. М., 1988.
11. ЛапинВ.С., ВольбкргВ.В.
Контроль окрасочных работ в машиностроении. М.. 1989.
12. Щангин Ю,А.
Восстановление лакокрасочного покрытия легкового автомобиля. М.,
1987,1989.
13. Вшьжер И,, НиколяЖ,-П.
Технология ремонта кузовов легковых автомобилей: Пер. сфранц.М., 1988.
14. Окрасочные работы в машиностроении: Справочник / Под общ. ред.
Е.В.Искры. Л., 1984.
|