Экспертное исследование дефектов лакокрасочного покрытия кузова автомобиля

Страницы работы

Содержание работы

В.В. Бессонов, Т.М. Черноиванова. Экспетное исследование дефектоов лакокрасочного покрытия кузова автомобиля.

ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕФЕКТОВ

ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ

В.В. Бессонов, Т.М. Черноиванова, ЮРЦСЭ

В экспертной практике криминалистического исследования лакокрасочных материалов и покрытий, как ЮРЦСЭ. так и других СЭУ, довольно часто, особенно в последние годы, возникает необходимость в определении показателей качества ЛКП изучаемых легковых автомобилей, в выявлении дефектов ЛКП и объяснении причин их образования. Основные инициаторы назначения экспертиз такого рода - суды (по рассматриваемым ими гражданским делам)7 союзы зашиты прав потребителей и сами владельцы автотранспортных средств, не удовлетворенные состоянием ЛКП кузова своего, еще относительно нового автомобиля, и считающие, что видимые проявившиеся дефекты ЛКП являются следствием нарушения технологии окраски кузова на заводе-изготовителе транспортного средства; последние же, как правило, оспаривают это предположение.

В настоящем сообщении рассматриваются вопросы, связанные с дефектами окраски автотранспортного средства; признаки и оценка коррозии металла кузовов автомобилей, также негативно влияющая на внешний вид и защитные свойства ЛКП, будут освещены в отдельном сообщении.

Наша практика показала, что поступающие на исследование автомобилей, ЛКП которых подлежат исследованию в вышеуказанных целях, как правило, производства отечественных автозаводов - ВАЗ, ГАЗ; при этом установлено, что дефекты ЛКП кузовов данных автомобилей носят либо производственный, либо эксплуатационный характер (обычно имеет место совместное проявление указанных дефектов, с преобладанием одного из видов).

Исследование лакокрасочного покрытия кузова поступившего автомобиля включает в себя предварительное знакомство с представленными материалами гражданского дела, при их наличии, а также, согласно методическим разработкам криминалистической экспертизы ЛКМиП [1], проведение внешнего осмотра и микроскопического исследования ЛКГТ деталей кузова автомобиля и изъятых экспертом образцов покрытия, при необходимости проводится анализ химического состава слоев ЛКП комплексом инструментальных методов. Механические повреждения кузова, дефекты ЛКП эксплуатационного характера изучаются экспертами материаловедом и трасологом совместно.

При этом обращается внимание на основные характеристики систем ЛКП, определяются их стандартность либо отклонение от стандартности, особенности поверхностей, толщина слоев и систем ЛКП в целом, оцениваются степень адгезии между соседними слоями и окрашенной металлической деталью кузова, характер дисперсности, распределения пигментов и т.д. Особое внимание обращается на выявление и диагностику дефектов ЛКП, при этом отмечается их расположение по элементам кузова, однородность по площади либо локальность, единичность либо массовость проявления, определяются и регламентируемые количественные показатели дефектности изучаемого ЛКП.

Полученная информация и ее оценка позволяют провести распределение выявленных дефектов ЛКП по характеру их образования - на дефекты эксплуатационного, либо производственного происхождения. Первые обычно образуются в результате ДТП, при ударах, в результате контактов покрытия кузова автомобиля с посторонними предметами, в частности с твердыми частицами абразивного характера (осколки камней, покрытия автодорог), при продолжительном воздействии на ЛКП атмосферных факторов и т.д. Вторые связаны, в основном, с нарушениями технологического режима окраски кузовов автотранспортных средств и с использованием при этом лакокрасочных материалов не надлежащего качества.

Главными причинами малой долговечности защитно-декоративных ЛКП являются:

-  низкое качество подготовки поверхностей (металла, а также затем нанесенных по металлической поверхности грунтовочных слоев ЛКМ) под окрашивание,

-   использование малопригодных лакокрасочных материалов,

-   грубые нарушения основных технологических требований окраски,

- применение несоответствующего и плохо налаженного оборудования и т.д.

Дефекты лакокрасочного покрытия отличаются своим многообразием и в экспертном заключении признаки нарушения технологических процессов образования ЛКП кузова исследуемого автотранспортного средства должны быть подробно освешены, с обязательным объяснением конкретных многочисленных причин их возникновения - как под влиянием внутренних, так и внешних факторов.

Экспертное установление и классификация дефектов ЛКП на кузовах автомобилей должны быть проведены строго в соответствии с терминологией нормативно-технической документации [2-9]. Так, к основным видам разрушений ЖП относятся их выветривание, грязеудержание, "меление", отслаивание, набухание, растрескивание, растворение и т.д.; дефекты ЛКП могут проявляться в виде потеков, "кратеров", пузырей, "оспин", "пор", разнооттеночности, рисок, сморщивания, включений, "шагрени", волнистости, изменения цвета и иных признаках на ЛКП.

После определения и классификации дефектов ЛКП кузова исследуемого автомобиля в заключении необходимо дать экспертную оценку внешнего вида, характеристик дефектности ЛКП кузова, в том числе и по количественным показателям, которая включает в себя оценку по

(а) декоративным свойствам покрытия;

(б) защитным свойствам покрытия;

(в) с их суммарной обобщенной оценкой.

При этом нарушение защитных и декоративных свойств ЛКП должно быть охарактеризовано, в частности, следующими показателями - как в качественном, так и в количественном их выражении:

(а) характер и размеры (величина) разрушения;

(6) чередование, количество разрушенных слоев в покрытии;

(в) площадь и глубина разрушения покрытия;

(г) интенсивность, количество дефектов (степень, интенсивность однородного разрушения; количество дефектов при неоднородном, отдельном, локальном разрушении) и т.д.

Определение стандартных типов дефектов ЛКП, характер площади, глубины разрушения покрытий и т.д. нужно проводить с учетом сведений из регламентируемой нормативно-технической документации, при этом руководствоваться установленными системами оценки выявляемых дефектов с использованием соответствующих оценочных шкал.

Дополнительные сведения о контроле качества лакокрасочных материалов и покрытий, подготовительных и окрасочных работах, ремонте, восстановлении ЛКП, которые, несомненно, будут полезными экспертам, выполняющими экспертизы подобного рода, подробно изложены в литературе [10-14].*

Пример из экспертной практику ЮРЦСЭ

В результате изучения ЛКП кузова автомобиля ВАЗ-21102 (автомобиль до одного года эксплуатации - выпуска 1999 года, пробег относительно небольшой - 27 тысяч км) установлено, что кузов исследуемого автомобиля имеет как дефекты ЛКП эксплуатационного характера (единичные), так и множественные признаки дефектности ЛКП, носящие производственный характер; подробное описание дефектов ЛКП и объяснение причин их возникновения приведено в экспертном заключении,

В процессе оценки декоративных свойств покрытия был установлен вид разрушения ЛКП, характеризующий изменение декоративных свойств покрытия, - "меление" (разрушение пигментированного слоя ЛКП, сопровождающееся образованием свободных частиц пигмента). Данная экспертом оценка степени разрушения по этому виду - 4 балла, то есть обозначение оценки выявленного вида разрушения: "М4".

При оценке защитных свойств покрытия установлен вид разрушения ЛКП, характеризующий изменение защитных свойств покрытия - отслаивание, подвод - "оспины" (углубления в ЛКП, не доходящие до окрашиваемой поверхности; в данном случае - локальное отслаивание не всей системы ЛКП, а поверхностного слоя эмали от нижерасположенного грунтовочного слоя). Оценка дефекта данного вида: по площади разрушенного покрытия - 2 балла; по размерам разрушения покрытия  - 4 балла. Обозначение оценки данного выявленного вида разрушения: "С2/4"

Согласно общепринятой классификации лакокрасочных покрытий промышленных изделий по их внешнему виду, покрытия легковых автомобилей малого класса, в том числе выпускаемых на ВАЗе, относятся ко 2-му классу покрытия (из 7-ми регламентируемых).

Требования к поверхности ЛКП снижаются от 1-го к 7-му классу, при этом для покрытий 2-го класса кузовов а/м:

- допускаются незначительные: сорность, шагрень, отдельные риски, штрихи. В указанной литературе, как и в нормативно-технической документации, приводятся иллюстрации внешнего вида и особенности дефектов ЛКП разного характера с их подробным описанием.

-  не допускаются: потеки, волнистость, разнооттеночность и иные дефекты, в том числе и выявленные в ходе рассматриваемого примера отслаивания в ЛКП и "меление".

В итоге экспертным путем было установлено, что отмеченные виды дефектов массового проявления относятся к производственным, свидетельствуют о нарушении технологических процессов образования лакокрасочного покрытия кузова исследуемого автомобиля, - с указанием конкретных причин образования дефектов. Это приводит к снижению защитных свойств кузова, ухудшению декоративного вида, то есть качества ЛКП кузова автомобиля в целом.

При этом установленная экспертом суммарная обобщенная оценка внешнего вида ЛКП по комплексу изменений декоративных и защитных свойств покрытия согласно ГОСТу была охарактеризована значением "АД5, АЗЗ"; по международному стандарту 13О выявленный дефект защитных свойств ЛКП был оценен экспертом значениями Ы2(54)" и "2(32)а ", дефект декоративных свойств - значением "3(55)".

Указанная диагностика по видам дефектов, в том числе и количественные оценочные критерии позволяют дать объективную и единообразную (присущую как для экспертов СЭУ, так и для специалистов-технологов заводских лабораторий предприятий) оценку качества ЛКП кузова автомобиля. Оценка степени существенности выявленных показателей дефектности ЛКП, что является основой разбирательства по делу, на наш взгляд, относится к правовой стороне и устанавливается судебным заседанием.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов и покрытий. Методическое пособие для экспертов Вып. 1, 2, 3. М.: ВПИИСЭ, 1988-1989 гг.

2.    ГОСТ 9.072-77. ЕСЗКС (Единая система защиты от коррозии и старения). Покрытия лакокрасочные. Термины и определения.

3.    ГОСТ9.032-74. ... Группы, технические требования и обозначения.

4.    ГОСТ9.407-84. ... Метод оценки внешнею вида.

5.    ИСО 4628/1-82. Международный стандарт. Лаки и краски. Оценка разрушения лакокрасочных покрытий. Определение интенсивности, количества и размеров типовых. дефектов Ч. I. Основные принципы и шкалы оценки.

6.    ИСО 4628/2-82.... Ч. 2. Определение степени образования пузырей.

7.    ИСО 4628/4-82.... Ч. 4. Определение степени растрескивания.

8.    ИСО 4628/5-82. ... Ч. 5. Определение степени отслаивания.

9.    ИСО 4628/6-82.... Ч. 6. Определение степени меления.

10. ЛапинВ.С., Волъберг В.В. Ремонт и восстановление кузовов автомобилей. М., 1988.

11. ЛапинВ.С., ВольбкргВ.В. Контроль окрасочных работ в машиностроении. М.. 1989.

12. Щангин Ю,А. Восстановление лакокрасочного покрытия легкового автомобиля. М.,

1987,1989.

13.  Вшьжер И,, НиколяЖ,-П. Технология ремонта кузовов легковых автомобилей: Пер. сфранц.М., 1988. 14.   Окрасочные работы в машиностроении: Справочник / Под общ. ред. Е.В.Искры. Л., 1984.

Похожие материалы

Информация о работе