Экспертное исследование дефектов лакокрасочного покрытия кузова автомобиля

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

В.В. Бессонов, Т.М. Черноиванова. Экспетное исследование дефектоов лакокрасочного покрытия кузова автомобиля.

ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕФЕКТОВ

ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ

В.В. Бессонов, Т.М. Черноиванова, ЮРЦСЭ

В экспертной практике криминалистического исследования лакокрасочных материалов и покрытий, как ЮРЦСЭ. так и других СЭУ, довольно часто, особенно в последние годы, возникает необходимость в определении показателей качества ЛКП изучаемых легковых автомобилей, в выявлении дефектов ЛКП и объяснении причин их образования. Основные инициаторы назначения экспертиз такого рода - суды (по рассматриваемым ими гражданским делам)7 союзы зашиты прав потребителей и сами владельцы автотранспортных средств, не удовлетворенные состоянием ЛКП кузова своего, еще относительно нового автомобиля, и считающие, что видимые проявившиеся дефекты ЛКП являются следствием нарушения технологии окраски кузова на заводе-изготовителе транспортного средства; последние же, как правило, оспаривают это предположение.

В настоящем сообщении рассматриваются вопросы, связанные с дефектами окраски автотранспортного средства; признаки и оценка коррозии металла кузовов автомобилей, также негативно влияющая на внешний вид и защитные свойства ЛКП, будут освещены в отдельном сообщении.

Наша практика показала, что поступающие на исследование автомобилей, ЛКП которых подлежат исследованию в вышеуказанных целях, как правило, производства отечественных автозаводов - ВАЗ, ГАЗ; при этом установлено, что дефекты ЛКП кузовов данных автомобилей носят либо производственный, либо эксплуатационный характер (обычно имеет место совместное проявление указанных дефектов, с преобладанием одного из видов).

Исследование лакокрасочного покрытия кузова поступившего автомобиля включает в себя предварительное знакомство с представленными материалами гражданского дела, при их наличии, а также, согласно методическим разработкам криминалистической экспертизы ЛКМиП [1], проведение внешнего осмотра и микроскопического исследования ЛКГТ деталей кузова автомобиля и изъятых экспертом образцов покрытия, при необходимости проводится анализ химического состава слоев ЛКП комплексом инструментальных методов. Механические повреждения кузова, дефекты ЛКП эксплуатационного характера изучаются экспертами материаловедом и трасологом совместно.

При этом обращается внимание на основные характеристики систем ЛКП, определяются их стандартность либо отклонение от стандартности, особенности поверхностей, толщина слоев и систем ЛКП в целом, оцениваются степень адгезии между соседними слоями и окрашенной металлической деталью кузова, характер дисперсности, распределения пигментов и т.д. Особое внимание обращается на выявление и диагностику дефектов ЛКП, при этом отмечается их расположение по элементам кузова, однородность по площади либо локальность, единичность либо массовость проявления, определяются и регламентируемые количественные показатели дефектности изучаемого ЛКП.

Полученная информация и ее оценка позволяют провести распределение выявленных дефектов ЛКП по характеру их образования - на дефекты эксплуатационного, либо производственного происхождения. Первые обычно образуются в результате ДТП, при ударах, в результате контактов покрытия кузова автомобиля с посторонними предметами, в частности с твердыми частицами абразивного характера (осколки камней, покрытия автодорог), при продолжительном воздействии на ЛКП атмосферных факторов и т.д. Вторые связаны, в основном, с нарушениями технологического режима окраски кузовов автотранспортных средств и с использованием при этом лакокрасочных материалов не надлежащего качества.

Главными причинами малой долговечности защитно-декоративных ЛКП являются:

-  низкое качество подготовки поверхностей (металла, а также затем нанесенных по металлической поверхности грунтовочных слоев ЛКМ) под окрашивание,

-   использование малопригодных лакокрасочных материалов,

-   грубые нарушения основных технологических требований окраски,

- применение несоответствующего и плохо налаженного оборудования и т.д.

Дефекты лакокрасочного покрытия отличаются своим многообразием и в экспертном заключении признаки нарушения технологических процессов образования ЛКП кузова исследуемого автотранспортного средства должны быть подробно освешены, с обязательным объяснением конкретных многочисленных причин их возникновения - как под влиянием внутренних, так и внешних факторов.

Экспертное установление и классификация дефектов ЛКП на кузовах автомобилей должны быть проведены строго в соответствии с терминологией нормативно-технической документации [2-9]. Так, к основным видам разрушений ЖП относятся их выветривание, грязеудержание, "меление", отслаивание, набухание, растрескивание, растворение и т.д.; дефекты ЛКП могут проявляться в виде потеков, "кратеров", пузырей, "оспин", "пор", разнооттеночности, рисок, сморщивания, включений, "шагрени", волнистости, изменения цвета и иных признаках на ЛКП.

После определения и классификации дефектов ЛКП кузова исследуемого автомобиля в заключении необходимо дать экспертную оценку внешнего вида, характеристик дефектности ЛКП кузова, в том числе и по количественным показателям, которая включает в себя оценку по

(а) декоративным свойствам покрытия;

(б) защитным свойствам покрытия;

(в) с их суммарной обобщенной оценкой.

При этом нарушение защитных и декоративных свойств ЛКП должно быть охарактеризовано, в частности, следующими показателями - как в качественном, так и в количественном их выражении:

(а) характер и размеры (величина) разрушения;

(6) чередование, количество разрушенных слоев в покрытии;

(в) площадь и глубина разрушения покрытия;

(г) интенсивность, количество дефектов (степень, интенсивность однородного разрушения; количество дефектов при неоднородном, отдельном, локальном разрушении) и т.д.

Определение стандартных типов дефектов ЛКП, характер площади, глубины разрушения покрытий и т.д. нужно проводить с учетом сведений из регламентируемой нормативно-технической документации, при этом руководствоваться установленными системами оценки выявляемых дефектов с использованием соответствующих оценочных шкал.

Дополнительные сведения о контроле качества лакокрасочных материалов и покрытий, подготовительных и окрасочных работах, ремонте, восстановлении ЛКП, которые, несомненно, будут полезными экспертам, выполняющими экспертизы подобного рода, подробно изложены в литературе [10-14].*

Пример из экспертной практику ЮРЦСЭ

В результате изучения ЛКП кузова автомобиля ВАЗ-21102 (автомобиль до одного года эксплуатации - выпуска 1999 года, пробег относительно небольшой - 27 тысяч км) установлено, что кузов исследуемого автомобиля имеет как дефекты ЛКП эксплуатационного характера (единичные), так и множественные признаки дефектности ЛКП, носящие производственный характер; подробное описание дефектов ЛКП и объяснение причин их возникновения приведено в экспертном заключении,

В процессе оценки декоративных свойств покрытия был установлен вид разрушения ЛКП, характеризующий изменение декоративных свойств покрытия, - "меление" (разрушение пигментированного слоя ЛКП, сопровождающееся образованием свободных частиц пигмента). Данная экспертом оценка степени разрушения по этому виду - 4 балла, то есть обозначение оценки выявленного вида разрушения: "М4".

При оценке защитных свойств покрытия установлен вид разрушения ЛКП, характеризующий изменение защитных свойств покрытия - отслаивание, подвод - "оспины" (углубления в ЛКП, не доходящие до окрашиваемой поверхности; в данном случае - локальное отслаивание не всей системы ЛКП, а поверхностного слоя эмали от нижерасположенного грунтовочного слоя). Оценка дефекта данного вида: по площади разрушенного покрытия - 2 балла; по размерам разрушения покрытия  - 4 балла. Обозначение оценки данного выявленного вида разрушения: "С2/4"

Согласно общепринятой классификации лакокрасочных покрытий промышленных изделий по их внешнему виду, покрытия легковых автомобилей малого класса, в том числе выпускаемых на ВАЗе, относятся ко 2-му классу покрытия (из 7-ми регламентируемых).

Требования к поверхности ЛКП снижаются от 1-го к 7-му классу, при этом для покрытий 2-го класса кузовов а/м:

- допускаются незначительные: сорность, шагрень, отдельные риски, штрихи. В указанной литературе, как и в нормативно-технической документации, приводятся иллюстрации внешнего вида и особенности дефектов ЛКП разного характера с их подробным описанием.

-  не допускаются: потеки, волнистость, разнооттеночность и иные дефекты, в том числе и выявленные в ходе рассматриваемого примера отслаивания в ЛКП и "меление".

В итоге экспертным путем было установлено, что отмеченные виды дефектов массового проявления относятся к производственным, свидетельствуют о нарушении технологических процессов образования лакокрасочного покрытия кузова исследуемого автомобиля, - с указанием конкретных причин образования дефектов. Это приводит к снижению защитных свойств кузова, ухудшению декоративного вида, то есть качества ЛКП кузова автомобиля в целом.

При этом установленная экспертом суммарная обобщенная оценка внешнего вида ЛКП по комплексу изменений декоративных и защитных свойств покрытия согласно ГОСТу была охарактеризована значением "АД5, АЗЗ"; по международному стандарту 13О выявленный дефект защитных свойств ЛКП был оценен экспертом значениями Ы2(54)" и "2(32)а ", дефект декоративных свойств - значением "3(55)".

Указанная диагностика по видам дефектов, в том числе и количественные оценочные критерии позволяют дать объективную и единообразную (присущую как для экспертов СЭУ, так и для специалистов-технологов заводских лабораторий предприятий) оценку качества ЛКП кузова автомобиля. Оценка степени существенности выявленных показателей дефектности ЛКП, что является основой разбирательства по делу, на наш взгляд, относится к правовой стороне и устанавливается судебным заседанием.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов и покрытий. Методическое пособие для экспертов Вып. 1, 2, 3. М.: ВПИИСЭ, 1988-1989 гг.

2.    ГОСТ 9.072-77. ЕСЗКС (Единая система защиты от коррозии и старения). Покрытия лакокрасочные. Термины и определения.

3.    ГОСТ9.032-74. ... Группы, технические требования и обозначения.

4.    ГОСТ9.407-84. ... Метод оценки внешнею вида.

5.    ИСО 4628/1-82. Международный стандарт. Лаки и краски. Оценка разрушения лакокрасочных покрытий. Определение интенсивности, количества и размеров типовых. дефектов Ч. I. Основные принципы и шкалы оценки.

6.    ИСО 4628/2-82.... Ч. 2. Определение степени образования пузырей.

7.    ИСО 4628/4-82.... Ч. 4. Определение степени растрескивания.

8.    ИСО 4628/5-82. ... Ч. 5. Определение степени отслаивания.

9.    ИСО 4628/6-82.... Ч. 6. Определение степени меления.

10. ЛапинВ.С., Волъберг В.В. Ремонт и восстановление кузовов автомобилей. М., 1988.

11. ЛапинВ.С., ВольбкргВ.В. Контроль окрасочных работ в машиностроении. М.. 1989.

12. Щангин Ю,А. Восстановление лакокрасочного покрытия легкового автомобиля. М.,

1987,1989.

13.  Вшьжер И,, НиколяЖ,-П. Технология ремонта кузовов легковых автомобилей: Пер. сфранц.М., 1988. 14.   Окрасочные работы в машиностроении: Справочник / Под общ. ред. Е.В.Искры. Л., 1984.

Похожие материалы

Информация о работе