Фразеологизм — устойчивое в своей структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в речи в виде готовой единицы. Экспрессивность — выразительность речи. Вопросы для самопроверки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

этосу»; 5) часть, в которой в связи с приведением довода «к этосу» реализуется топ «род и вид» («общее / частное»); б) заключение фрагмента речи. Анализируя вторую часть, ответьте на вопросы с 2 по 12.

2.  Могут ли доводы «к очевидному» привести к ложным выводам (ввести «е заблуждение»)? Если да, то, как вы думаете, почему?

3.  Согласны ли вы с тем, что доводы процессуальных оппонентов оратора «к очевидному», пересказываемые оратором, привели, по его мнению, к заблуждению?

4.  По каким причинам, по мнению оратора, это произошло?

5.  Выделите общую мысль и зачитайте её.

6.  Свидетельствует ли прочитанная вами общая мысль о реализации в речи топа «род и вид» («общее / частное»)?

7.  Если да, значит ли это, что в речи использовано для доказательства умозаключение?

8.  Как называется умозаключение, когда оно использовано в структуре доказательства?

д. Какое умозаключение в качестве "демонстрации в структуре доказательства использовано в том месте речи, о котором мы говорим: дедуктивное или индуктивное? Зачитайте общую посылку умозаключения. Совпадает ли она с выделенной вами ранее общей мыслью? Использовано установленное вами умозаключение в полном виде или в виде энтимемы силлогизма? В данной части речи, помимо проанализированного вами дедуктивного умозаключения с общей посылкой: «Люди вообще ленивы думать...», содержится энтимема категорического силлогизма, первая посылка которого: Убийца свой человек; вторая посылка: Миронович свой человек; заключение: Убийца — Миронович. Ответьте на вопросы: а) какая фигура силлогизма здесь использована; б) какая посылка силлогизма опущена; в) на основании какого закона логики построен силлогизм? Выявите в речи использование парадокса как довода «к логосу» в виде обнаружения противоречия. В чем конкретно заключается парадокс?

14.  Какие языковые сегментные и суперсегментные средства использованы для выражения парадокса?

15.  Как вы думаете, присутствует ли в выражении парадокса ирония?

С какой целью судебным оратором используется парадокс? Согласны ли вы с тем, что судебный оратор использует парадокс как довод «к логосу» с целью опровержения доводов «к очевидному»?

18. Какие доводы в данном случае более убеждают вас: доводы «к очевидному» или довод «к логосу» в виде парадокса (обнаружения противоречия)?

Выявите довод «к этосу», используемый судебным оратором с целью опровержения доводов «к очевидному». В чем заключается довод «к этосу»?

Расскажите об использовании топа «род и вид» («общее/частное») в связи с приведением довода «к этосу». Перечислите «общее». Имеется ли «частное» данного «общего», или отсутствие «частного» как раз и служит доводом «к логосу», направленным на опровержение доводов «к очевидному»? Какова модальность заключения фрагмента речи? Как она выражена?

Что вы можете сказать о степени достоверности вывода, если он имеет значение ирреальной модальности?


1. 
Перечислите вопросы, на которые обыкновенно должен ответить «исследователь» преступления. Соотнесите их с созданием логической схемы судебной речи.

2.  Как вы думаете, почему вопрос о месте совершения преступления первым возникает для его исследователей?

3.  Раскройте соотношение понятий «место» (совершения преступления) и «пространство» (как форма существования материи). Какие другие формы существования материи вы знаете. Соотнесите свои представления о них с теми вопросами, на которые должен ответить «исследователь» преступления, и сделайте вывод.

4.  Соотнесите перечисленные вопросы с тем, что вам известно о смысловой модели речи «обстоятельства» и ее разновидностях.

5.  Какая разновидность смысловой модели речи «обстоятельства» включается в судебную речь при раскрытии в ней вопроса о месте совершения преступления?

6.  Какие еще вопросы может поставить перед собой судебный оратор при изобретении судебной речи, когда он использует в ней смысловую модель «обстоятельства» в её разновидности «где?»?

7.  Перечислите все известные вам вопросы, ответы на которые могут составить описание места совершения преступления.

8.  Можно ли сказать, что словесное выражение в судебной речи ответов на вопросы о месте совершения преступления («где?», «куда?» «откуда?», «в каком направлении?», «с какого места?» и др. под.) представляет собой не что иное, как реализацию смысловой модели речи (топа) «обстоятельства» в ее разновидности «где?»?

9.  Как вы думаете, вопросы «куда?» «откуда?», «в каком направлении?», «с какого места?» и др. под. являются уточнением вопроса «где?» или равнозначны ему в смысловом отношении? Соотнесите свой ответ с разновидностью модели («где?») и прокомментируйте выявленное вами соотношение.

10.  Найдите в приведенном фрагменте речи предложение, вводящее описание места совершения преступления.

11.  Выпишите из приведенного фрагмента речи все слова, словосочетания, отдельные простые предложения, простые предложения в составе сложных, в том числе придаточные предложения в составе сложноподчиненных, в которых обозначается предполагаемое судебным оратором место совершения преступления.

12.  Сгруппируйте выписанные вами примеры словесного выражения значения пространства на основании различия смысловых разновидностей топа «где?»: «куда?» «откуда?», «в каком направлении?», «с какого места?» и др. Удалось ли вам обнаружить другие смысловые разновидности данного топа, не обозначенные в перечисленных вопросах? Если удалось, то на какие вопросы они отвечают?

13.  То же самое сгруппируйте на другом основании — на основании различия способов языкового выражения (типов языковых единиц, используемых для обозначения значения пространства).

14.  Для закрепления в памяти перечислите виды пространственных значений и возможные способы их языкового выражения.

15.  Описание места совершения преступления в приведенном фрагменте речи, как вы заметили, построено так, как будто «исследователь» подходит к дому, где совершено преступление, и его взгляд воспринимает сначала наружную часть дома, затем внутреннюю, затем комнату и внутреннюю обстановку комнаты, затем одно определенное место, наконец детали этого места с характерными признаками. Расположите выписанные вами примеры словесного выражения значения пространства в последовательности, отражающей сужение пространства: от более широкого обозначения места совершения преступления к более узкому, а значит к более точному, конкретному, обозначению.

16.  Согласны ли вы с тем, что описание в приведенном

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культура речи
Тип:
Тестовые вопросы и задания
Размер файла:
6 Mb
Скачали:
0