Охрана порядка и безопасности в Приморье в условиях интервенции 1918 - 1922 гг, страница 4

Вся милиция области, за исключением крепостной, находилась в распоряжении и подчинении Управления внутренними делами через Правительственного инспектора милиции. Крепостная милиция подчинялась коменданту крепости. Функции всех родов милиции определялись законодательно Приморским областным правительством. На начальников японских гарнизонов соглашением возлагалось вооружение русской милиции. Они же определяли дислокацию милицейских частей Временного правительства на территории Приморья.

По соглашению от 29 апреля 1920 г. милиция могла проводить оперативные мероприятия, обыски и аресты только с разрешения и под контролем японского командования. Вооружалась милиция из старых запасов царской армии: две трети – револьверами и шашками, одна треть – винтовками. Особый резерв милиции вооружался только винтовками. На основании приказа Правительственного инспектора милиции от 17 мая 1920 г. у всех членов наружной милиции должны быть белые нарукавные повязки с русско-японскими буквами и печатями той или другой власти. С августа 1920 г. была утверждена единая форма для чинов милиции. Особый резерв милиции или дивизионы народной охраны создавались по структуре Красной Армии. Руководство Приморским дивизионом народной охраны было поручено большевику Н.П. Нильсону-Гирсю, политическим уполномоченным назначен П.С. Малышев.

Таким образом, развитие милиции Приморья происходило в сложных условиях. Милиция Приморья оказалась в двойном подчинении. С одной стороны японского командования, с другой Приморского областного правительства.

Важной вехой на пути становления Приморской милиции стало совещание начальников органов милиций Приморской области состоявшееся во Владивостоке 14 июля 1920 г. На совещании обсуждался вопросы о состоянии преступности и мерах борьбы с ней. Участники совещания поставили вопрос о разработке нового юридического акта, определяющего правовое положение русской милиции в изменившихся условиях, об утверждении ряда инструкций по оперативно-розыскной и следственной работе. Совещание наметило ряд конкретных мер по восстановлению деятельности милиции: организация наружной службы, улучшение вооружения и материально-технического оснащения милиции, организация учебного процесса через открытие милицейских курсов, организация криминальных учётов и паспортизации населения. Было предложено создать единый руководящий и координирующий центр по борьбе с преступностью – «Особое совещание»[22] из представителей всех правоохранительных органов.

На основе материалов совещания ведомство внутренних дел разработало план организационных мероприятий по усилению борьбы с преступностью. Приморское областное правительство издало закон о создании «Особого совещания по борьбе с преступностью при ведомстве внутренних дел» с участием представителей других правоохранительных органов. На специальном совещании правительства был рассмотрен вопрос об изменении правового статуса органов милиции, предлагалось подчинить милицию исключительно ведомству внутренних дел, а также расширить права милиции.

Для усиления политического руководства и укрепления связей ведомства внутренних дел с местными органами милиции был создан институт уполномоченных ведомства внутренних дел. Правительством было утверждено представление ведомства внутренних дел «Положение о Политическом Уполномоченном при резервах милиции ведомства внутренних дел»[23]. Кроме того, был принят ряд нормативно-правовых актов устраняющих пробелы в организационном построении милиции.

На основе советского закона «Об организации железнодорожной[24] милиции» ведомство внутренних дел разработало, и правительство утвердило «Временное положение о железнодорожной милиции»[25]. В этом нормативном акте был закреплён порядок организации и деятельности железнодорожной милиции, находящейся в двойном подчинении. С одной стороны, она подчинялась начальнику Уссурийской железной дороги, с другой – ведомству внутренних дел. Руководящий состав железнодорожной милиции назначался и смещался ведомством внутренних дел по согласованию с управлением Уссурийской железной дороги. Временное положение определяло круг лиц имеющих право работать в железнодорожной милиции, определялся порядок её финансирования. Данное «Временное положение» являлось одним из первых нормативных актов, регулирующих деятельность железнодорожной милиции на Дальнем Востоке.