По законодательным актам, которые
закреплены в:
- Конституции.
- ФКЗ
- ФЗ
- Региональных актах.
По тому, какие идеи лежат в
основе принципов этой классификации придерживается Ференс-Сороцкий).
- Организационные (судоустройственные)
- Принципы формирования судейского корпуса – принцип
выборности и принцип назначаемости. Избрание всем населением,
избрание общеполитическим представительным учреждением
(более дешевое; образованные, энергичные люди, способные избрать судей с
учетом гораздо более богатой информации о кандидатах), коаптация (самими
судьями: + в том, что судьи могут с профессиональной, нравственной точки
зрения наилучшим образом оценить; - закрытая корпарация, не знают
реальности и т.д. *непотизм – назначают своих «племянников»* ), профессиональными
коллегиями (смешанные коллегии или до революции профессора не
могли совмещать деятельность..) .
- К власти какого уровня они относятся (федерального
или местного).
- Каково усмотрение назначающего (ограничено оно или
нет). Как правило мнение назначающего ограничено цензами –
образовательным, возрастным, практическим, раньше еще сословный,
имущественный. Обеспечивает независимость от местных властей.
- Принцип независимости судей и подчинения их
только закону – непосредственное проявление принципа разделения
властей. Несовместимость судейской службы с какой-либо иной. Иммунитет
судей и членов их семей от уголовного преследования. Уважение к судье и к
правосудию. Несменяемость судей. – в последнее время гарантии
несменяемости судей ослабли. Недопустимость вмешательства при
разбирательстве конкретных дел. Принцип коллегиальности+
проявления инстанционной системы, т.е. разные судьи рассматривают одно и
то же дело. Возможность отвода судьи, когда есть сведения подозревать его
заинтересованность. Но порядок отвода плох, т.к. судья рассматривает
отвод сам. Судебные департаменты были созданы в 20-хх для независимого
распределения денежных средств. Рациональное судоустройство и гласность
работы судей. Дальнейшее увеличение коллегии вредно. Монтескье:
единоличный суд - «турецкий суд». Единоличный суд – дешевый для казны.
Пока коллегиально рассматривается только гражданские дела о роспуске
избирательной комиссии по первой инстанции. В качестве альтернативы
обычным судьям вводят судей из народа в состав суда, что обеспечивает
более объективное рассмотрение дела. В 2 формах: суд судебных
заседателей (шеффенов) – народные заседатели не решают вопросы
квалификации, а занимаются оценочными категориями как простые люди; суд
присяжных – жюри, когда народные заседатели формируются в отдельные
коллегии. З-н, обеспечивающий случайную подборку присяжных, был отменен.
Сейчас суда присяжных в гражданском процессе нет.
- Принцип участия народа в отправлении правосудия.
- Принцип процессуального равенства прав сторон.
Иногда выводят логически из принципа равенства всех перед законом и
судом (в том числе предоставление переводчика иностранцу за счет
государства). Есть формальное равенство, а есть фактическое неравенство.
Не запрещено создание специализированных судов (арбитражных), но порядок
должен быть единым (институт арбитражного суда противоречит этому).
- Состязательности. (в уголовном процессе в этот
принцип не входит распределение бремени доказывания, а только
распределение функций обвинения и защиты!!!) (принцип состязательности
формы – только говорит о характере полемики, спора). В том числе
состязательность бремени доказывания. Чистый состязательный
процесс встречаЛся редко. Чаще сочетание со следственным. В советское
время суд был формально состязательным. Суд мог выдать стороне решение,
по котороому та могла получить какой-то документ, например. Сейчас есть
принцип состязательности, но есть исключения в виде элементов
следственности: